25 Июня 2022, 18:35
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Эффективный надзор за банками состоит в предотвращении банкротств, а не в констатации этого факта


Маргарита Кулова,
депутат Парламента Республики Северная Осетия-Алания, член комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике, член комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям,  ст. научный сотрудник Северо-Осетинского центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, кандидат экономических наук.

Самой обсуждаемой и самой тревожной новостью последних двух недель в Республике Северная Осетия - Алания стало банкротство «Банка развития региона».

Произошедшее банкротство банка напрямую затрагивает интересы более  70 тысяч физических и 4 тысяч юридических лиц. Через «Банк развития региона» получали зарплаты сотрудники некоторых бюджетных организаций, в том числе медучреждений, а также пенсионеры.

По мнению экспертов, существует несколько версий этиологии банкротства банка, нехватки кассовой наличности в сумме 300 млн. рублей и дисбаланса более чем в 1 млрд. руб. в  «черный» для финансового учреждения день 14 октября, когда Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у АКБ «Банк развития региона».

Во-первых, невозврат крупных кредитов, в числе которых могут оказаться кредиты, выданные футбольной команде «Алания». Кстати, отдельный интерес с точки зрения эффективности использования бюджетных средств  представляет смена организационно-правовых форм команды с частного акционерного общества, когда есть возможность присвоить прибыль,  на государственное унитарное предприятие, когда убытки можно повесить на республиканский бюджет.

Проверка получателей крупных кредитов в недавнем прошлом позволит дать  ответ на вопрос, является ли эта версия правильной.

Вторая версия, обсуждаемая в экспертных кругах, связывает банкротство с потенциальным претендентом на пост главы республики, якобы имеющим через отдельные компании и физические лица из числа учредителей безусловное влияние на принятие решений в банке.

В-третьих, это мог быть банальный криминал со стороны менеджмента банка. Здесь уместно отметить, что даже если эта версия не имеет оснований, то вопрос об эффективности управления в банке, на мой взгляд,  вполне логичен.

Вызывает вопросы ситуация с показателями эффективности банка на 1 сентября 2013 года. Банк, обладающий активами в сумме 1 585 430 тыс. руб. и капиталом 530 млн. руб., занимающий 1 место по величине активов  и капиталу в регионе, по рентабельности активов  и чистой прибыли занимает  в рейтинге кредитных организаций региона последнее пятое место, а по рентабельности капитала третье место в регионе.

Почему далеко не самый эффективный банк в регионе, в котором  нет государственной доли вот уже в течение 10 лет, оказался столь привлекательным для многих бюджетных организаций республики? Возможно, свою роль сыграл административный ресурс со стороны заинтересованных персон? Хотя объективности ради  следует отметить, что  Северная Осетия  в целом отличается непомерно большим удельным весом действующих на 1 августа 2013 г. кредитных организаций с убытками 80%, тогда как  в Кабардино-Балкарии  убыточных кредитных организаций около 20% , а в Дагестане вообще 0% . Какая экономика, такие и финансы, и наоборот.

На мой взгляд, главную претензию к регулятору, Национальному банку республики, можно сформулировать так. Задача эффективной деятельности банковского надзора состоит  именно в предотвращении банкротства банка, а не в констатации его фактического падения.

Что касается последствий банкротства банка для вкладчиков и республиканского бюджета, то, к счастью для физических лиц, федеральный закон защищает их права.  После отзыва лицензии банка они смогут начать получать свои сбережения. Сложнее с юридическими лицами, поскольку итоги работы с ними зависят от активов банка, которые могут оказаться весьма невысокого качества.

Величину урона для республиканского бюджета трудно предсказать. Это возможные потери бюджетных организаций, средства которым придется выплачивать по новой, это недополучение налогов  самого банка и т.д.  

Первое, что необходимо сделать, это обеспечить внешний аудит, чтобы реально представить ситуацию с «Банком развития региона» и выработать оптимальную стратегию и тактику выхода из кризиса. Второе. Нужно четкое и ясное понимание того, что без оздоровления банковской системы в республике никаких прорывов в социально-экономическом развитии не будет.

25 октября 2013 года