25 Июня 2022, 18:23
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Для устойчивого развития политической системы России необходима конкуренция правоцентристской и левоцентристской партий


Загир Хакимов, депутат Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан, председатель регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», член республиканского штаба ОНФ.

В Уфе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Избирательный процесс в современном правовом государстве».  На ней с докладом «Бипартизм как фактор развития политической конкуренции: пути и перспективы современной России» выступил Загир Хакимов. Текст доклада опубликован на сайте регионального отделения партии «ПАТРИОТОВ».

Неудача ГКЧП, распад Советского Союза, отстранение от власти КПСС кардинально перевернули расстановку политических сил в стране. Произошла резкая фрагментация партийной системы, чему способствовало либеральное законодательство о политических партиях и участниках избирательного процесса. Участие в выборах могли принимать не только политические партии, но и общественные организации и движения, в Уставе которых была предусмотрена такая возможность.

Так, если на выборах в Государственную Думу РФ первого созыва в 1993 году принимали участие 13 политических партий и избирательных объединений, 8 из которых перешагнули пятипроцентный барьер и распределили между собой 225 мест в нижней палате парламента, то на выборах в Государственную Думу РФ второго созыва в 1995 году регистрацию в Центризбиркоме смогли пройти уже 43 избирательных объединения. В результате в силу высокого уровня партийной фрагментации, 5% барьер преодолело всего 4 объединения: КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия» и «ЯБЛОКО». Больше половины голосов избирателей фактически было потеряно.

Мы видим среди участников парламентских выборов избирательные объединения либерального, центристского, государственнического, национально-патриотического, социал-демократического, коммунистического, корпоративного направления, а также откровенно экзотические партии и общественные организации, включая «Партию любителей пива». Большую роль в институциональном дизайне российской политики играла возможность создания предвыборных блоков, чем активно пользовалась исполнительная власть, формируя блоки «Наш дом – Россия» и Межрегиональное движение «Единство». Последний в дальнейшем стал основой для создания партии «Единая Россия».

К выборам 1999 года существенно изменилось избирательное законодательство. Было сокращено число общественных организаций, имеющих право участвовать в выборах. Те общественные объединения, которые желали принять участие в выборах, должны были не менее чем за год до выборов перерегистрироваться в «общественные политические организации». Кроме того, была усложнена процедура выдвижения и регистрации кандидатов. От них стали требовать сведения об имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов. Представление неверных данных вело к отказу в регистрации. Если неверные данные были представлены кандидатом из первой тройки избирательного списка, то с выборов снималось все объединение. Именно это и произошло со списком ЛДПР, а Жириновскому и его соратникам пришлось срочно образовать «Блок Жириновского». В выборах в Государственную Думу третьего созыва в 1999 году приняли участие 26 избирательных объединений, из которых 5% барьер преодолело шесть списков – КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, Блок Жириновского и «Яблоко».

По сравнению с электоральной ситуацией 1995 года, объединения - победители аккумулировали большинство голосов избирателей и все остальные списки получили намного меньше голосов. Выборы 1999 года продемонстрировали степень независимости региональных элит от центра. Так, например, в Республике Башкортостан выборы 1999 года показали региональную избирательную специфику, когда избиратели оказали поддержку не столько поддерживаемому федеральной властью блоку «Единство», получившему лишь 14,29% голосов (23,32% по РФ), сколько блоку «Отечество – Вся Россия», который в нашем регионе получил 35,14% голосов избирателей (13,33% по РФ) [1, с. 136].

Однако главной отличительной чертой Государственной Думы третьего созыва стало успешное формирование проправительственного большинства. В 2001 году произошло объединение «Единства» и «Отечества» в объединенную партию «Единая Россия», что позволило федеральной власти сформировать относительно устойчивое большинство в нижней палате федерального парламента, и, что еще важнее, приступить к консолидации вокруг новой партии региональных элит. Принятые на вооружение механизмы «управляемой демократии» и выстраивания вертикали власти позволяли обеспечить последовательное проведение курса реформ и сохранить монополию на принятие властно-управленческих решений.

Эти тенденции более отчетливо проявились в ходе выборов в Государственную Думу четвертого и пятого созывов. Существенные изменения, касающиеся участников выборов, были внесены в 2001 году. Федеральным законом «О политических партиях» [2]. По этому закону единственным видом избирательных объединений на выборах в органы государственной власти стали политические партии, к которым предъявляется ряд требований, в том числе минимальная численность. Изначально она была установлена на уровне в 10 тысяч человек, но в 2004 году были приняты поправки, увеличившие минимальный порог для численности партий с 10 тысяч до 50 тысяч.

В итоге, если в парламентских выборах 2003 года принимали участие 23 партии и избирательных блока, из которых 4 преодолели 5% барьер, то на выборах в Государственную Думу 2007 года приняли участие 11 партий, только 4 из которых удалось получить представительство в законодательном органе.

Это было вызвано следующими причинами:

  • введением полностью пропорциональной системы;
  • законодательным запретом на создание избирательных блоков;
  • повышение проходного избирательного барьера с 5 до 7%;
  • ужесточением правил регистрации партийных списков по подписям (доля допустимых недействительных подписей сокращена 25 до 5%).

После выборов в Государственную Думу 2007 года многие партии были вынуждены объявить о самороспуске... В итоге в выборах в Государственную Думу шестого созыва приняли участие 7 политических партий, 4 из которых преодолели 5% барьер. «Единая Россия» впервые потеряла голоса по сравнению с предшествующим электоральным циклом, но сохранила большинство в парламенте.

События, связанные с протестами 2011-2012 г.г. привели к очередному изменению законодательства о политических партиях. На данный момент для создания федеральной партии достаточно иметь 500 членов на всю Россию. Это привело к тому, что в стране зарегистрировано 67 политических партий. При этом действующее законодательство о выборах не предусматривает создание предвыборных блоков, и многие политические партии по тем или иным причинам не имеют возможности принимать участие в выборах. Так, в ходе избирательной кампании в Государственную Думу 2016 года выдвинули партийные списки 20 партий и 14 из них были зарегистрированы и приняли участие в выборах.

Схожая ситуация с развитием конкурентной политической среды сложилась в Республике Башкортостан. В первых двух созывах Государственного Собрания – Курултая РБ партии были представлены единичными представителями. В виду отсутствия партийных списков, основная борьба по избирательным округам велась между кандидатами-самовыдвиженцами.

На выборах в Государственное Собрание РБ третьего созыва своих кандидатов выдвинули региональные отделения 9 общероссийских политических партий – «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Союз правых сил, «Яблоко», Аграрная партия России, Российская коммунистическая рабочая партия, Народная партия России, Либерально-демократическая партия России, Российская объединенная промышленная партия. По итогам выборов 16 марта 2003 года в региональный парламент вошли представители 5 политических партий – «Единой России» (89 мандатов), Союза правых сил (4 мандата), Народной партии России (2 мандата), Аграрной партии России (2 мандата) и «Яблока» (2 мандата).

На выборы в Госсобрание четвертого созыва в марте 2008 года выдвинули свои избирательные списки «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». «ПАТРИОТАМ РОССИИ» не удалось зарегистрировать список по единому избирательному округу из-за необходимости сбора большого количества подписей. Представитель партии принял участие в выборах по одномандатному округу. Голосование за «Единую Россию» на выборах депутатов республиканского парламента в 2008 г. составило 85,77 % голосов избирателей. По итогам выборов «Единой Россией» была сформирована фракция из 114 депутатов. Лишь 6 из 120 мандатов досталось КПРФ, остальные партии остались без представительства в Государственном Собрании.

После изменений в руководстве Башкортостана на республиканском уровне был принят курс на демократическую трансформацию. В выборах в Госсобрание – Курултай РБ пятого созыва в 2013 году приняли участие 12 политических партий. 7% барьер вновь преодолели «Единая Россия» (76,06%) и КПРФ (11,70%), но по одномандатным округам были также избраны представители ЛДПР, «ПАТРИОТОВ РОССИИ», Альянса зеленых – Народной партии, Партии социальной солидарности. Таким образом, в Госсобрание прошли представители 6 партий, однако подавляющее большинство депутатских мест (94 мандата) вновь досталось представителям «Единой России».

В значительной мере переход к системе с доминирующей партией был вызван следующими причинами:

  • господствовавший в последнем десятилетии XX века в России партийный плюрализм угрожал основам конституционного строя постсоветской российской государственности в силу заметной лево- и праворадикальных (выдвигавших тезис об «оккупационном режиме»), а также регионалистских политических сил;
  • идеологическая негибкость российской компартии, ставшей на долгие годы ведущей оппозиционной партией, которая отказалась от идейно-политической трансформации в духе социал-демократических партий Восточной Европы, и сохранила в своей повестке ряд радикально-сталинистских и национально-патриотических установок.

Таким образом, в России произошла консолидация партийной системы, но она получилась в значительной мере искусственной. От местами анархических межпартийных баталий середины 1990-х мы перешли к управляемой системе с доминирующей партией. С одной стороны, данный факт на определенном этапе способствовал политической стабильности. Отсутствие реальной конкуренции, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, не позволяет воплощать в жизнь многие идеи, соответствующие современным реалиям жизни и может привести от стабильности к стагнации.

Для развития реальной политической конкуренции, переходу к принципу сменяемости власти, на наш взгляд, необходим переход к бипартийной политической системе, в рамках которой за власть борются две ведущие политические партии, как это действует в ряде развитых стран (США, Великобритания, Испания).

Как это можно сделать? Есть предложение ряда политических партий искусственно ограничивать влияние доминирующей партии. Например, одна партия не может иметь более 50%, и все голоса, отданные за эту партию (превышающие 50%), перераспределяются между другими участниками избирательного процесса. Я бы предложил здесь другой способ, а именно, изменение законодательства о выборах с возможностью создания предвыборных блоков.

По инициативе Башкортостанского регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в октябре-ноябре 2017 года была сформирована Коалиция патриотов Башкирии. На прошедшем 20 января 2018 года Республиканском патриотическом собрании многие участники отмечали, что в случае законодательного разрешения на создание избирательных блоков были бы готовы выдвигаться на выборы в Государственное Собрание – Курултай РБ, которые состоятся 9 сентября 2018 года, в блоке с партией «ПАТРИОТЫ РОССИИ», так как в значительной мере поддерживают идеи и программу партии.

На наш взгляд, переход к двухпартийной системе в России возможен, через «блоковую» многопартийную систему. Последняя принимает форму поляризации политических сил, которые на периоды проведения избирательных компаний делятся на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы в значительной мере приближено к бипартийной модели.

Применительно к современной России и Башкортостану, на сегодняшний день для устойчивого и стабильного развития политической системы и страны в целом необходима конкуренция между правоцентристской и левоцентристской патриотическими партиями. Партии должны отличаться друг от друга в программных установках по экономическим вопросам, по подходам к решению социальных проблем, но в них не должны содержаться требования радикального революционного или конституционного переустройства. Также базовым принципом для обеих партий должен выступать приоритет национальных интересов России в мире.

Если на роль правоцентристской партии очевидно претендует «Единая Россия», благодаря которой произошла либерализация законодательства по вопросам земельных, трудовых отношений, то на роль левоцентристской патриотической силы вполне обосновано претендует именно партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ». Занимая последовательно патриотические позиции партия на уровне социально-экономической модели отстаивает кейнсианский курс, согласно которому запрос на «социальную справедливость» – это не ограничитель экономического роста, а его источник и внутренний ресурс [3]. Формируя вокруг себя широкую патриотическую коалицию – партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» может составить реальную конкуренцию «Единой России» на предстоящих выборах в Госсобрание – Курултай РБ.

В дальнейшем данные партии могли бы составить основу политической системы, проводя активную дискуссию по проблемным аспектам социально-экономической политики, но при этом сохраняя курс на внутреннюю стабильность страны и республики. Реальная политическая конкуренция между двумя партиями, могла бы способствовать общему развитию России и Башкортостана.

Литература:
1. Азнагулов В. Г., Лавреньев С. Н., Савичев В. Л. Парламентаризм в Башкортостане: традиции и тенденции развития. Уфа: Гилем, 2005.
2. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ //Российская газета. – 2001, 14 июля.
3. Социальная справедливость и экономическая эффективность: ложное противопоставление. URL: http://patriotrusrb.ru/node/302 (дата обращения 22.02.2018)

22 августа 2018 года