27 Сентября 2020, 19:02
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Необходимо вкладывать средства в воспитание детей сегодня, чтобы не иметь дело с экстремизмом завтра


Эдуард Хидиров, депутат Народного Собрания Республики Дагестан четвертого и пятого созывов, руководитель фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ», заместитель председателя Комитета по образованию, науке, культуре НС РД, председатель Комитета Дагестанского регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», член Центрального политического Совета.

В комитете Государственной Думы по образованию прошел круглый стол тему «Расширение возможностей предоставления дополнительного образования для детей, его финансирования из различных источников», в котором я принял участие как представитель регионального законодательного собрания.

Тема круглого стола актуальна и своевременна. В сентябре 2014 года правительство РФ утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей. Теперь  необходимо создать нормативно-правовую базу для ее реализации. 

В Концепции поставлена задача довести число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, к 2020 году до 70-75 процентов от общей численности детей этого возраста. 

В постсоветское время государство  фактически открестилось от системы дополнительного образования для детей. Большинство кружков и секций стали платными и их стоимость постоянно растет. В связи с этим на круглом столе говорилось о том, что необходимо продумать систему мер, которые позволят дополнительному образованию быть доступным для всех семей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет  использовать на эти цели возможности как региональных, так и местных бюджетов.  

 Сегодня государство заявляет о том, что оно вернется в эту сферу, более того, что оно вернет себе и воспитательную функцию, от которой отказалось. Считаю, что это совершенно правильное решение. Не мог, конечно, не прозвучать в этой связи пример Украины, как показатель того, к чему может привести уход государства из сферы воспитания.

Участники круглого стола говорили о том, что дополнительное  образование в первую очередь дает ребенку возможность приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться социально, профессионально, личностно. Отмечалось, что в условиях современного мира система дополнительного образования должна быть гибкой, отвечающей современным запросам, способной быстро развиваться и подстраиваться под новые реалии, чутко реагировать на изменения  в интересах детей и родителей.

Совершенно справедливо кто-то из участников назвал дополнительное образование социальным лифтом, который предоставляет альтернативные возможности для реализации инициатив значительной части детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, Дагестан, как и многие  регионы, растерял  опыт советских времен, когда все ребятишки могли заниматься в самых разнообразных кружках и секциях. Сегодня, по охвату детей дополнительным образованием республика занимает одно из последних мест в России: только 38 процентов детей имеют возможность посещать кружки и секции.

Но я в своем выступлении отметил не только этот факт. Дело в том, что речь должна вестись не только о расширении охвата, но в первую очередь о наполнении дополнительного образования тем содержанием, которое отвечает интересам государства.

В Дагестане в последнее время растет число мечетей. Это, безусловно, хороший факт.  Практически при каждой из них открываются воскресные школы. Финансирование, в основном, частное. Эти заведения очень востребованы, родители с удовольствием приводят сюда детей. Ничего не имею против того, чтобы они изучали Коран, основы ислама, где бы детям объясняли, что традиционный ислам - религия добра, мира и созидания. Но, к сожалению, государство, уйдя из этой сферы,  в большой степени утратило и контроль за тем, как осуществляется здесь то самое дополнительное образование. Мы зачастую не знаем, не представляем даже,  чему учат в этих медресе ребятишек. Есть данные, что разного рода деструктивные силы весьма успешно подобрали функцию, которую выпустило из своих рук государство.

На мой взгляд, дополнительные образовательные услуги должны лицензироваться, иначе эта сфера станет идеологической площадкой для подпитки и взращивания экстремистов. Причем, речь не только о республиках Северного Кавказа. Это вполне возможно и в других регионах. Нужны стандарты, по которым должны работать разнообразные кружки, секции, воскресные школы. Иначе не контролируемое никем дополнительное образование, вполне возможно,  станет средством подрыва основ государства, угрозой  его целостности.

Здесь я бы добавил в качестве отдельной темы дополнительное образование в сельской местности. Особое внимание необходимо уделить организации дополнительного образования именно на базе сельских школ, с тем, чтобы сделать школу социокультурным центром для местного населения. Собственно,  так было во времена СССР, неплохо этот опыт использовать и сегодня.

Самый большой капитал страны - это люди. От того, как они воспитаны, насколько они преданны стране, насколько они граждане, будет зависеть будущее России. Граждане должны быть ее патриотами - это,  я считаю, аксиома. Они должны думать о благе Родины, а не чужой страны. Поэтому государство сегодня обязано вкладывать средства в воспитание детей, в воспитание настоящих патриотов, чтобы завтра не тратить средства на то, чтобы бороться с экстремизмом, сепаратизмом и прочими негативными явлениями, которые являются следствием отсутствия качественного образования и воспитания.  

Сейчас  субъекты Российской Федерации активно работают над своими бюджетами, поэтому вопрос о совершенствовании финансирования развития системы дополнительного образования, на мой взгляд, своевременен и актуален.

 Участники круглого стола приняли рекомендации - и для законодателей, и для исполнительной власти. А я предложил переслать их в Министерство финансов, чтобы там не препятствовали включению средств на финансирование дополнительного образования детей в бюджет страны и регионов.