25 Июня 2022, 18:24
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Не считаю себя профессиональной оппозиционеркой


Маргарита Кулова, депутат Парламента Республики Северная Осетия-Алания, член комитетов по науке, образованию, культуре и информационной политике; по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям, старший научный сотрудник Центра социальных исследований ИСПИ РАН, кандидат экономических наук.

Член фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ», экономист Маргарита Кулова рассказала «15-му Региону» о современном состоянии республиканской экономики и перспективах ее развития с приходом новой власти.

- Если анализировать статистику, отражающую социально-экономическое развитие Северной Осетии, то напрашивается вывод, что есть группа показателей, демонстрирующих некоторые позитивные сдвиги в экономике. Другие показатели свидетельствуют об обратном, - отмечает Кулова. - Основные макроэкономические данные интересны в контексте десяти лет руководства Таймураза Мамсурова. Мы видим, что среднедушевой ВВП республики с 2005 по 2013 год вырос более чем в 3 раза. С другой стороны, отставание среднедушевого показателя ВРП в Северной Осетии от среднероссийского сохранилось в промежутке 2,5-2,8.

Сторонники бывшего главы могут говорить об определенных достижениях в социально-экономическом развитии республики, их оппоненты могут рассматривать прошедшее десятилетие как время упущенных возможностей. Главный вопрос состоит в том, а чувствуют ли наши граждане, что экономика развивается. Как человек, занимающийся исследованием политических и социально-экономических процессов, и как депутат могу сказать, что нет.

- Насколько статистика соответствует реальности? Доверяете ли этим данным?

- Делать заключение о том, что у нас с промышленностью все хорошо на основании того, что индекс промышленного производства в республике за 2014 год составил 100,3%, – это просто несерьезно. Особенно остро вопрос о соответствии официальной статистики существующим реалиям встает при анализе исполнения республиканского бюджета за 2014 год. Почему в условиях положительной динамики основных показателей социально – экономического развития республики мы имеем практически провальное исполнение собственных налоговых и неналоговых доходов в размере 89% от годовых бюджетных назначений?

Сегодня одной из главных задач новой власти является определение приоритетов социально-экономического развития Северной Осетии с учетом реального состояния экономики на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Все это должно быть реальным. Речь идет не просто о формальном наличии стратегии социально-экономического развития республики, она у нас уже имеется, а о документе, задающем ориентиры социально-экономического развития в условиях внешних и внутренних факторов, ограничивающих коридор возможностей экономического роста региона.

- Поможет ли возрождение алкогольного производства оздоровить экономику региона?

- Период, когда в этой сфере проводилась политика вседозволенности, ушел. Сегодня государство осуществляет регулирование состояния алкогольной отрасли с помощью лицензий, акцизов, установления минимальной стоимости водочной продукции. В таких жестких условиях возникают трудности с производством и реализацией алкогольной продукции. Производственные мощности-то есть. И они требуют запуска. Но эта работа должна проводиться очень тщательно, поскольку в этой сфере есть явная криминальная составляющая. А один из последних рейтингов агентства «Эксперт», определяющий инвестиционную привлекательность, потенциал и риски, показывает рост криминальных рисков в нашей республике. В ходе дискуссии органов власти с представителями бизнеса должны быть найдены решения в интересах республиканского бюджета, и в интересах частного бизнеса.

- Повлияет ли смена власти на социально-экономическую ситуацию?

- Безусловно, есть шанс использовать эту ситуацию, запустить процессы реального развития экономики. Будет ли он использован, зависит от того, какая команда соберется для реализации таких амбициозных целей и задач. Если в нее войдут профессионалы из сфер госуправления, бизнеса, просто нормальные порядочные люди, то шанс появится.

Но я вспоминаю слова творца сингапурского чуда Ли Куань Ю о том, что легко приступить к работе во властных структурах, задав высокие моральные требования, гораздо сложнее их выдержать в процессе работы. Мне кажется, это будет одной из основных сложностей в течение ближайших лет. Что важно жителям республики? Видеть, что появляются новые рабочие места, что им обеспечивают социально-приемлемый уровень доходов. По большому счету, этого можно добиться в ближайшие годы. С новым врио главы Северной Осетии у людей связаны определенные надежды. А времени для того, чтобы долго раскачиваться и работать над программами развития, формировать команду, просто нет.

- Согласились бы вы, подобно коллеге депутату Битарову, войти в новую команду?

- Это зависит, прежде всего, от того, в каком качестве приглашают. Вопрос не в том, соответствует это моим амбициям или нет. Вопрос в том, какой участок работы тебе дают, насколько доверяют и насколько серьезно желание руководства изменить республику к лучшему. Хотя последнее станет очевидным в процессе работы. К Вячеславу Битарову я отношусь с уважением, поскольку для меня важно, чтобы у политика хорошие слова не расходились с делом. И, когда этот человек говорит, что нам нужен реальный экономический рост, он имеет право об этом говорить. Его компания исправно платит налоги.

- Почему вы вступили в партию «ПАТРИОТЫ РОССИИ»? Связано ли это с оппозиционным настроем и всегда ли вы причисляли себя к оппозиционерам?

- Я работала во властных структурах в 1994-1998 годах в команде президента Ахсарбека Галазова. Я не считаю себя профессиональной оппозиционеркой, но партия «ПАТРИОТОВ» привлекла меня, во-первых, своей взвешенной политической позицией по ряду вопросов. А во-вторых, у нее нет отрицательной репутации. Для меня репутация играет очень большую роль: человека, партии, бренда. Я ценю свое пребывание в партии, поскольку могу выражать свое профессиональное мнение по различным вопросам. Меня не притесняют, не заставляют говорить, что не думаю, уважают мою свободу. Все это не создает мне дискомфорта от пребывания в рядах партии.

В нашей фракции представлены депутаты из разных сфер деятельности. Поскольку команда разносторонняя и хорошо профессионально подготовленная, это позволяет принимать участие в обсуждении самых разных вопросов. Наша цель – выработка конструктивных предложений и такой подход я считаю важным. В условиях жесткой политической борьбы мы пытаемся играть позитивную роль в парламенте республики. В меру своих сил и способностей.

- Насколько сложно быть женщиной-политиком?

- Качество депутата зависит от качества парламента и от личных умственных способностей, нравственных, моральных ценностей. И в этом смысле нельзя говорить, что есть какая-то особая мужская или женская модель поведения. Хотя однажды один из наиболее уважаемых мною коллег в качестве похвалы заметил: «Ну, ты мужчина!». Я поняла, что таким образом человек хотел отметить, что в некоторых ситуациях и женщина может себя вести достойно. Но, тем не менее, такой комплимент, когда тебя сравнивают с мужчиной, отражает существующие ментальные установки в нашем обществе.

- Недавно обсуждался вопрос возврата к статье «за тунеядство». Как вы считаете, решит ли это проблему безработицы и повысит ли поступление НДФЛ в бюджет?

- Я не думаю, что это нам нужно. Для нашей республики это особо неприемлемо. У нас порядка ста тысяч людей работают в «серой зоне». Предприниматели, у которых они трудятся, по той или иной причине не оформляют их. То есть десятки тысяч людей подпадут под статью. Я думаю, нужно работать с предпринимателями, которые не хотят в законодательном порядке оформлять работников. Это наносит бюджету республики двойной ущерб. Мы недополучаем НДФЛ. Например, по итогам 2014 года у нас исполнение налога составило менее 90% от годовых бюджетных назначений. Кроме того, мы вынуждены из республиканского бюджета платить страховые взносы в фонд ОМС. Вот этот двойной ущерб требует перехода всех участников экономики из «серой зоны» в «белую». Это даст возможность людям когда-нибудь потом получать пенсию, а сэкономленные средства можно направить на социальные и другие программы. В обозримом будущем трансферты федерального центра изменятся.

Время, когда российская экономика росла на несколько процентов в год, судя по всему, уходит. Трудно сказать, сколько продлится сегодняшнее состояние. Некоторые эксперты говорят о 2-3 годах, но нам, прежде всего, нужно мобилизовать все наши ресурсы, надо срочно провести инвентаризацию этих ресурсов и стараться быть меньшей ношей для федерального бюджета.

- Не связано ли нежелание предпринимателей оформлять работников со слишком жесткими условиями?

- Да, я согласна, что, с одной стороны, это связано с несовершенством существующих институтов, которое ведет к жесткому налоговому и регуляторному давлению. С другой стороны, возникает вопрос: ведь есть предприниматели, которые платят налоги даже в таких условиях? Отчасти, конечно, государство виновато: недостаточно проработанное налоговое законодательство, недостаточная работа правоохранительных служб. Есть кампании, которые через связи с нужными людьми минимизируют свои налоговые выплаты. И понятно, что закон должен быть один для всех, это будет стимулировать и самих предпринимателей.

- А согласитесь ли вы со мной, что у нас низкий уровень доверия к власти, и уклонение от уплаты налогов идет именно отсюда? Налогоплательщик просто не уверен, что его кровно заработанные деньги, уплаченные в бюджет, не осядут в карманах недобросовестных чиновников.

- Однажды знакомая после одного из моих выступлений сказала в упрек: мол, ты призываешь к тому, чтобы бизнес платил налоги. А почему не обратишься с этим к своим коллегам, которые сидят с тобой в одном зале. Там есть не один и не два предпринимателя. Начните с себя, покажите, как правильно платить налоги. И, конечно, я не могу не согласиться. Существует недоверие к власти, причем в нашей республике традиционно более высокий уровень недоверия к власти по сравнению с другими регионами СКФО. В целом, как показывают опросы, для современной России характерен достаточно высокий уровень доверия к президенту и низкий уровень доверия ко всем властным структурам по всей вертикали. Завоевание доверия - одна из главных задач госвласти. А приобрести доверие можно только, когда хорошие слова политика не расходятся с хорошими делами. В масштабах Осетии все знают обо всех. И, если в новую команду не войдут люди, пользующиеся доверием людей, нас ждут еще несколько лет деградации и застоя.

- На ваш взгляд, эффективно ли расходуются бюджетные средства?

- На одном из недавних заседаний мы рассматривали внесение поправок в бюджет 2015 года. Как нам пояснило правительство, они были вызваны изменением прогнозных значений поступления в бюджет, в частности увеличением акцизов по алкоголю. И когда сейчас я вижу, что все акцизы в 2014 году у нас были исполнены на 75% от бюджетных назначений, то возникает вопрос: отчего это мы заложили такие фантастические цифры на текущий год? Тем самым мы поставили выполнение реальных социальных обязательств в зависимость от виртуальных доходов. Об этом мы говорили на заседании парламента, но к нам не прислушались. Итоги года показывают, что с качеством бюджетного планирования и исполнения бюджета у нас очень серьезные проблемы.

Если говорить в целом об эффективности расходования бюджетных средств за последние годы, то где громко заявленные проекты «Мамисон», «Зарамагская ГЭС»? Мы не раз обращались в правительство с предложением провести оценку эффективности выделенных средств в рамках программ господдержки отдельных компаний. К сожалению, это так и не было сделано. Или, например, на здравоохранение в республике расходуется ежегодно около 5 млрд. рублей. А человек приходит в КБСП, и там нет элементарно ваты. Кроме того, у нас много платных медицинских услуг, но если проследить насколько они пополняют республиканский бюджет, то увидим, что ни на сколько.

- Как преподаватель, оцените потенциал молодежи.

- Есть ребята, которые радуют. Хочется, чтобы у них появилась перспектива. Мы проводили в прошлом году опрос среди студенческой молодежи. Одним из вопросов был следующий: « Хотели бы вы уехать из Осетии, если да, то почему?». Около половины респондентов сказали «да». Основная причина – отсутствие работы здесь. Вина власти в том, что она не может дать жизненную перспективу и обеспечить социальный лифт тем, кто хочет остаться на своей малой родине. Когда я говорю молодым людям о каких-то жизнеутверждающих вещах, то нередко в качестве ответной реакции встречаю неверие. Раннее приобщение к сложностям взрослой жизни порождает в молодежи лицемерие и глубокое сомнение в том, что можно сделать что-то хорошее в нашей республике. Это

приводит, в частности, к нежеланию хорошо учиться. И все-таки я надеюсь, что близится время, когда энергичные, хорошо образованные, с нормальными ценностными установками молодые люди, как, впрочем, и люди среднего и старшего возраста получат в Северной Осетии реальные шансы строить свою жизнь в соответствии со своими лучшими жизненными устремлениями.

1 июля 2015 года