25 Июня 2022, 18:24
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Ситуация в образовании далеко не такая радужная, как ее описывают чиновники


Сослан Базров, депутат Собрания представителей г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания шестого созыва от партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», член постоянных комиссий по законодательству и местному самоуправлению, по управлению муниципальной собственностью и градостроительству, генеральный директор ООО «Б.С.Т.»

На пятом заседании городского собрания Владикавказа, прошедшем 10 декабря 2014 года, на фоне всей суеты по поводу ранее перенесенного вопроса по рассмотрению протеста прокуратуры РСО-Алания на изменения, внесенные в контракт с главой АМС, такому важнейшему вопросу, как рассмотрение проекта бюджета города на 2015–2017 годы даже не придали сколько-либо должного внимания. То ли новый созыв еще не осознает важность принимаемого документа, то ли политические баталии так окрыляют, но после доклада по проекту бюджета вопросы возникли только у одного депутата — Сослана Базрова.

Предлагаем читателям интервью с депутатом Владикавказской городской думы от партии «Патриоты России» Сосланом БАЗРОВЫМ, автором единственного выступления по основному финансовому документу г. Владикавказа на 2015 год.

— Сослан, не могли бы вы сформулировать основную суть вашего выступления?

— Разработчики проекта бюджета г. Владикавказа на 2015–2017 годы понимают, что планируемые на 2015 год объемы бюджетных расходов недостаточны, чтобы покрыть потребность по майским Указам президента РФ в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы.

Практически ежедневно в СМИ сообщается о неукоснительном исполнении майских указов. Из докладов чиновников высшего звена следует, что средняя заработная плата, например, учителей увеличивается с опережением графика. Однако в ходе ознакомления с ситуацией на местах оказывается, что размер оплаты труда педагогического персонала школ на данный момент не превышает 14 тыс. рублей, а в некоторых школах и того меньше. Аналогичная ситуация с недофинансированием расходов по заработной плате и в дошкольных учреждениях Владикавказа. Тогда как среднее значение заработной платы по экономике республики, размеру которой в настоящее время должна соответствовать средняя заработная плата педагогического персонала школ, составляет порядка 19 600 рублей.

Бюджетников пытаются успокоить, обещая им произвести перерасчет в конце года. В прошлом году индексация составила 15% от среднегодового размера заработной платы. А это в 3 раза меньше, чем требовалось, чтобы достичь поставленных майскими указами значений. В текущем году, учитывая ситуацию с колоссальным дефицитом финансовых средств, боюсь, что перерасчета не будет и вовсе.

— Однако после вашего выступления финансовое управление АМС однозначно заявило об исполнении майских указов в полном объеме.

— Я не знаю, когда последний раз представители городского финансового управления инспектировали школы и детские сады по данной теме. Я сам, как и мои коллеги по городскому собранию совместно с депутатами парламента республики, за последнее время посетил более десятка образовательных учреждений города и республики, после чего я пришел к выводу, что ситуация далеко не столь радужная, как ее описывают официальные источники. Следующий раз, чтобы не казаться голословным, мне придется предложить представителям АМС г. Владикавказа показать хотя бы одну школу, где средняя заработная плата на одну педагогическую ставку составляет 19 600 рублей. То есть майские указы исполняются в запланированных параметрах. И если такая школа найдется, то я покажу более 50 учреждений, где указы президента не выполняются в требуемых объемах.

— Да аргумент конечно исчерпывающий! Сразу видно, что вопросы системы образования у вас в приоритете. Скажите, вопрос оплаты труда это единственная проблема отрасли?

— К большому сожалению, это не так. С 2014 года обеспечение бесплатным питанием учащихся начальных классов сорвано. Единый образовательный стандарт, который предусматривает бесплатное питание и распространяется на всех без исключения учеников с 1 по 4 класс, пытаются подменить социальной льготой, которая охватывает только детей из малообеспеченных семей. Более того, оказывается, что, например, численность детей в каждой школе определяется не по факту, а устанавливается решением управления образованием АМС города. То есть количество детей, получающих бесплатное питание, ограничивается квотой, которая спускается каждой школе. Дети, не уместившиеся в квоту, даже при наличии документов, подтверждающих статус малообеспеченных, бесплатному обеспечению не подлежат.

Кто дал такое право чиновникам квотировать количество льготников? Как вы это себе представляете: два ученика сидят за одной партой, и одного зовут в столовую есть, а другого — нет? Налицо пример вопиющего самоуправства или банальной некомпетентности. В школах есть все списки нуждающихся в бесплатном питании по льготе. Обращаю на это особое внимание!

Нельзя умолчать и факты многочисленных поборов с родителей учеников. Статья 43 Конституции РФ гарантирует бесплатность среднего образования. Финансовое обеспечение расходов на среднее образование осуществляется из республиканского и муниципального бюджетов. Совокупность этих расходов должна покрывать все нужды школы. Какие-либо дополнительные сборы исключены. Должностные лица, допускающие подобное в школах г. Владикавказа, согласно разъяснениям министра образования РФ Ливанова, должны нести административную ответственность, вплоть до увольнения.

— А как у нас исполняется подобная директива федерального министра?

— В подавляющем большинстве школ города практикуются самые различные сборы или так называемые добровольно-принудительные пожертвования. Например, собираются деньги на нужды школы, на нужды класса, а где-то просто пытаются внедрить ежемесячную таксу. По сути, это массовые поборы с населения.

Дальнейшее бездействие республиканских и муниципальных чиновников на подобные факты недопустимо. Либо соответствующие должностные лица начнут исполнять свои обязанности по недопущению подобных фактов, либо нам придется привлекать представителей силовых структур и ловить за руку. Но как это потом отразится на имидже власти и республики в целом? Краски будут далеко не радужных цветов. Если мои слова не находят понимания среди профильных служащих АМС, то можно обнародовать телефон горячей линии, на который граждане смогут звонить по фактам добровольно-принудительных взносов сомневающемуся в озвученных доводах чиновнику. Думаю, это откроет ему глаза.

Другой пункт майских указов — это ликвидация до 2016 года очередности в детские дошкольные учреждения. Несмотря на все предпринимаемые усилия, очередь только растет. Участие же Владикавказа в федеральных программах не покрывает даже естественного прироста рождаемости. Какие-либо альтернативные формы функционирования сети дошкольных учреждений, которые с успехом внедряются в других регионах, в нашем городе даже не начинали действовать.

Обращают на себя внимание и суммы на строительство детских садов. Стоимость строительства одного детоместа составляет 1 млн. 100 тыс. рублей. Если эту сумму перевести в стоимость социального жилья, то на эти деньги можно построить по однокомнатной квартире на каждого ребенка!

Теперь что касается финансирования расходов на материально-техническое оснащение образовательных учреждений. Из этого процесса необходимо полностью исключить субъективные факторы. Прежде всего, нужна полная инвентаризация имущества, отображающая реальный износ имущества исходя из остаточной стоимости каждого вида основных фондов и некоторых материальных запасов. Затем просто определяются критерии износа, значение которых устанавливает первоочередность, и так по каждому виду имущества. Это и будет экономически обоснованный подход.

— Нельзя не согласиться. А как насчет сокращения неэффективных издержек? В этом направлении есть какие-нибудь предложения?

— Необходимо посмотреть закупочные цены на товары, работы, услуги, приобретаемые муниципальными учреждениями. Особенно стоит взглянуть на квартальные закупки одноименных товаров до 100 тыс. рублей. Эти сделки не подпадают под контрактную систему, а из поля зрения контролирующих органов они постоянно выпадают.

— С вашей точки зрения, какими основными характеристиками обладает принимаемый бюджет?

— Очень трудно назвать основной финансовый документ на 2015 год, как у нас часто принято говорить, социально направленным бюджетом. Бюджету, который не обеспечивает достойную оплату труда, не гарантирует бесплатность среднего образования, не решает проблем с доступностью дошкольного образования, скорее подходит название асоциальный бюджет.

Беседовал Дзамболат КУНДУХОВ,
эксперт по экономическим вопросам
«Пульс Осетии», №49, декабрь 2014