24 Октября 2019, 03:22
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Иван Ермаков поздравил земляков с 90-летием Севастопольского авиационного ремонтного завода – легендарной «Вертолетки»


Председатель Севастопольского регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», член Союза журналистов России, один из руководителей Севастопольского авиационного ремонтного завода – легендарной «Вертолетки» (командир в/ч 63994 – начальник 770 АРЗ), полковник в отставке Иван Ермаков в канун 90-летия предприятия напомнил о его героической истории и поздравил россиян с его юбилеем.

Севастопольский авиационный завод («Вертолетка»), пожалуй, самое старейшее оборонное предприятие Севастополя после градообразующего с начала зарождения города Морзавода. Но в отличие от него «Вертолетка» была неотъемлемой составляющей Министерства обороны. Даже руководитель на этом оборонном заводе именовался в закрытых источниках – начальник, а в открытых – командир войсковой части, как, впрочем, и в обиходе. Всегда завод возглавлял военнослужащий в звании полковника, и основной костяк руководства были офицеры.

Официальной датой рождения «Вертолетки» принято считать 7 октября 1929 года. Тогда приказом начальника ВВС Морских сил Черного моря за №135/45 и были созданы авиамастерские при 77-м авиапарке на базе 63-й отдельной авиаэскадрильи, базировавшейся в районе бухты Круглая. Эта дата была обнаружена в архивах и признан днем создания предприятия.

Однако, по имеющимся документам, история завода ведет свое начало с 1912 года, так как технические паспорта на ангары, расположенные на его территории, подтверждают, что они были построены в 1912 году.

К слову, землю, на которой ныне базируется «Вертолетка», выкупил в 1909 году за 10 тысяч золотых рублей Великий князь Александр Михайлович Романов, где и была им заложена первая русская авиационная школа. Территория этого земельного участка непосредственно примыкала к бухте Круглая. Название бухта получила за свою форму, похожую на круг. Бухта граничила с озером с целебными морскими грязями. Перешеек, разделявший их, после Великой Отечественной войны решением властей срыли, и озеро стало частью бухты, которая стала напоминать греческую букву омега. Так народ и прилепил новому образованию название «Омега», как, впрочем, и прилегающему микрорайону. К слову, убранный перешеек вновь стал отвоевывать право на свое существование. Посмотрите, как он вновь начинает проявляться из водной глади.

Не буду утомлять перечислением всего организационного пути завода к нынешнему его положению, но основные вехи его боевого и трудового пути, считаю, надо вспомнить.

Итак, к началу Великой Отечественной войны это были 36-е Окружные авиационные мастерские, и в войну они вступили укомплектованными по штату военного времени. Большая часть оборудования и личного состава авиамастерских была эвакуирована в г. Поти, где обеспечивалось восстановление авиатехники, поврежденной в боях, и ввод ее в боевой строй. В Севастополе оставался филиал мастерских, проводивших восстановление самолетов, изготовление автоматов, минометов, гранат и других атрибутов, необходимых боевым частям фронта.

Во время массированного налета немецкой авиации на авиамастерские 24 апреля 1942 года на его территории погибли командующий ВВС Черноморского флота Герой Советского Союза, участник боев в Испании, генерал-майор Н. А. Остряков, заместитель начальника авиации ВМФ СССР генерал-майор Ф. Г. Коробков и более 40 офицеров, матросов и вольнонаемных авиаремонтников. Генералы Остряков и Коробков были похоронены на кладбище Коммунаров, в могиле, где ранее был захоронен военком ВВС ЧФ, бригадный комиссар М. Г. Степаненко, погибший 21 ноября 1941 года. Остальные погибшие покоятся в братской могиле на проспекте Октябрьской революции. На заводской территории, практически на месте их гибели, им был установлен монумент.

На мемориале героической обороны Севастополя (севастопольской стене плача) золотыми буквами выбито название 36-х Окружных авиационных мастерских как участника обороны Севастополя. Слава им, героям, и вечная память!

Работники авиамастерских, оставшиеся в осажденном Севастополе, практически до последнего дня обороны города выполняли свой долг. Последние из них с подходом фашистов к бухте Омега были эвакуированы катерами или отошли на мыс Херсонес, где и встретили свою судьбу…

Находящийся на Кавказе личный состав порой без сна и отдыха за 20 месяцев нахождения в эвакуации для нужд фронта отремонтировал 263 самолета, более 500 двигателей, 364 пулемета, 152 радиостанции. Было изготовлено более 6 200 авиабомб, большое количество автоматов, гранат и минометов. Многие работники были удостоены правительственных наград: орденов «Красной Звезды», «Трудового Красного Знамени» и медалей «За боевые заслуги».

После освобождения Севастополя 9 мая 1944 года 36-е авиамастерские, преобразованные в 82-е отдельные авиационные мастерские, получили приказ возвратиться в Севастополь и взять под охрану территорию в районе бухты Круглая, где  ранее они и  размещались. Производственные и жилые помещения были практически полностью уничтожены, оборудование вывезено или взорвано.

3 июля 1944 года первый эшелон с оборудованием и личным составом вернулся с Кавказа в Севастополь. Для 82-х отдельных авиамастерских (ОАМ) наступил этап послевоенного восстановления. Вся территория представляла собой свалку разбитой немецкой и советской техники. Аэродром был завален искореженными самолетами. Ремонт производственных и жилых помещений производился собственными силами и с помощью военных строителей, а также пленных румын.  Были отремонтированы рядом расположенные дачи Гусева, Горького, «Приморские», «Конный двор», где временно  разместились рабочие, военнослужащие и члены их семей. Постепенно начали производить ремонт самолетов, двигателей и оборудования. Начался выпуск авиатехники из стен мастерских в боевые части.

В 1948 году 82-е ОАМ были переименованы в 336-ю авиационную ремонтную базу (АРБ) ВВС ЧФ. Личный состав базы составляли 160-200 матросов и сержантов срочной службы, 40 сверхсрочнослужащих и 40 офицеров, а также вольнонаемные гражданские специалисты. Территория базы находилась далеко за городом и была, как бы составляющей Камышовского поселкового Совета.

В конце 1959 года 336-я АРБ претерпела штатные изменения: были выведены из штата военнослужащие срочной и сверхсрочной службы, а сама база из бюджетной была переведена на полный хозяйственный расчет.

База начала специализироваться на ремонте гидросамолетов Бе-6, Бе-10 и далее Бе-12. Но уже в 1963 году была поставлена задача перейти на ремонт вертолетов. И в ноябре 1964 года из Качи перелетел на ремонт первый вертолет Ми-4, который был капитально отремонтирован и прошел летные испытания в апреле 1965 года. База продолжала осваивать новую авиатехнику и наращивать объемы производства. 11 мая 1968 года 336-я АРБ была преобразована в 770-й завод по ремонту авиационной техники (в/ч 63994).

С этого и начался новый этап в развитии предприятия. Завод освоил ремонт лодки Бе-12, началось освоение вертолетов палубного и наземного базирования всех модификаций. Завод регулярно выполнял правительственные задания по обеспечению государственных оборонных задач. Так было с установкой ракетных комплексов на вертолеты Ми-4, переоборудование вертолетов Ка-25 и Ми-8 для разминирования Суэцкого канала и многие другие задания.

Завод стал выполнять капремонт вертолетов для стран Варшавского договора, дружеских СССР стран, пограничников и для всех флотов ВМФ СССР.  Не без гордости назову страны, вертолетам которых завод давал новую жизнь и возможность обеспечивать и крепить их оборону: Сирия, Ливия, Йемен, Египет, Вьетнам, Куба, Югославия, Болгария, ГДР, Индия, Польша, Ирак, Афганистан, Китай. А также и для миротворческих миссий по линии ООН и ряда других стран.   Вертолеты в ремонт доставлялись морским транспортом, транспортными самолетами типа «Антей» и Ил-78, железнодорожным транспортом и, естественно, своим летом.

Завод направлял своих представителей в разные концы мира для сборки, подготовки и испытания вертолетов с передачей их иностранным заказчикам. Естественно, это были лучшие специалисты: ведь они выполняли интернациональную задачу укрепления обороноспособности наших (советских) партнеров.

Завод выпускал после проведения капитального ремонта и модернизации порядка 60-70 боевых вертолетов в год. Кроме того, также изготавливал целый ряд различного оборудования необходимого для боевых полков.

Численность работающих на заводе вместе с приписным составом достигла 3,5 тысяч, а объем производства составлял 28 млн. рублей. И это в то время, когда рубль был дороже американского доллара.

Но, тем не менее, завод уже не справлялся с теми объемами необходимого ремонта вертолетов для поддержания боеготовности авиационных полков и потребностей иностранных заказчиков.

Тогда и вышло решение ЦК КПСС и правительства об ускоренной реконструкции, модернизации и строительстве новых мощностей Севастопольского авиационного ремонтного завода. Численность его планировалось увеличить до 15-ти тысяч работающих. Предписывалось организовать филиалы на Каче, в Донузлаве, в Очакове и в ряде других мест.

Но грандиозным планам не суждено было сбыться. Сначала наступила перестройка, а потом и распад могучего государства – СССР. Севастополь в результате развала СССР на «самостоятельные» государства, достался «незалежной» Украине. Завод переподчинили министерству обороны Украины, но хоть и с большими потугами он продолжал свою производственную деятельность, правда, в основном, за счет заказов иностранных заказчиков, у которых имелись вертолеты советского производства. Потеряли и численность работающих, и объемы производства, но, тем не менее, продолжали выпускать из ремонта порядка 10-12 единиц вертолетов в год.

В период украинского правления завод был переименован в Севастопольское авиационное предприятие с ликвидацией статуса войсковой части. Для руководства предприятием была введена должность генерального директора и большого количества его заместителей.

В 2014 году произошло событие, названное «Русской весной», «Крымской весной» (и даже «Севастопольской весной»), в результате чего завод перешел в собственность города Севастополь. Постановлением правительства Севастополя от 10 июля 2014 года №131 «Вертолетка» получила очередной статус – «Государственное унитарное предприятие без ограничения срока деятельности».  За этот период на предприятии сменилось три генеральных директора. Численность в настоящий момент составляет около 200 человек, из которых основных рабочих - порядка 40-50 человек. Выходит, что полноценного предприятия, которым завод был ранее, нет. Ибо выполнять полный объем капитального ремонта вертолета, его оборудования и вооружения - просто некому. Отсутствуют нужные специалисты и соответствующее современное ремонтное и испытательное оборудование. Объемы производства, количество и номенклатура выпускаемых вертолетов, прямо скажем, не позволяют назвать предприятие полноценным заводом по ремонту боевой авиационной техники.

Не могу не отметить, что ныне предприятие передается концерну «Вертолеты России», и поставлена задача его акционирования. Те заявления городских властей об изменении места его базировании позволяют предположить, что предприятию уготована незавидная участь. Возможно, даже и прекращение его деятельности. Писать и даже думать об этом без слез -  просто невозможно. Хотя еще французский писатель, врач Франсуа Рабле утверждал, что «аисать лучше смеясь, чем со слезами»…

Исходя из моего авиационного опыта, изучения и анализа событий во время Великой Отечественной войны, считаю, что отсутствие такого предприятия на Крымском полуострове напрямую подрывает возможности ведения боевых действий в случае вынужденной необходимости. Кто будет устранять боевые повреждения вертолетов?

Мне представляется, что завод надо возрождать в составе Министерства обороны РФ с полноценной возможностью проведения капитальных ремонтов и модернизации боевых вертолетов, с наличием мобилизационных планов и заданий на особый период, с необходимым количеством приписного состава. Это даст возможность поддерживать боеспособность и боеготовность частей в мирное время и обеспечить восстановление и ввод в боевой строй вертолетов в случае необходимости ведения боевых действий.

Я пишу об этом потому, что воспитан в советское время и в духе патриотизма, с убежденностью, что себя и страну свою надо уметь защищать. Вижу патриотическое желание и реальные действия президента Владимира Путина, направленные на укрепление российской Армии и Флота, совершенствование и укрепление обороноспособности страны. Полностью поддерживаю его в этом. Поэтому и хочу, чтобы завод по восстановлению авиационной техники в Крыму и Севастополе был возрожден и вносил свой вклад в дело укрепления обороноспособности ныне уже и нашей Родины. А нам, севастопольцам и крымчанам, - это необходимо, думаю, как никому другому. Обстановка обязывает.

А теперь мне как одному из многих руководителей завода, в определенный момент его истории как командиру хочется поздравить всех - а это десятки тысяч специалистов, военнослужащих, служивших и работавших каждый в свое время на прославленном, боевом и так много сделавшем для обеспечения боеготовности войсковых частей и обороноспособности страны людей, а также, тех, кто и сегодня трудится на предприятии,  - с 90-летним его юбилеем. Многие, из отдавших часть своей жизни заводу, были награждены государственными наградами за особый вклад в дело укрепления обороноспособности страны и за выполнение ответственных государственных задач.

Хочу отметить, что на заводе, в его коллективе трудились два Героя Советского Союза, участник Парада Победы, сотни тех, кто непосредственно участвовал в боях по защите Родины.

Заводом, начиная с времен Великой Отечественной войны и по настоящее время, руководили следующие командиры: Н. Г. Сафронов, М. Н. Андронов, В. С. Сидоров, Н. Д. Курака, Г. З. Книтер, Г. И. Лесной, Н. И. Краснухин, В. И. Куликов, Я. В. Прокопенко, И. Ф. Ермаков, Ю. А. Базанов, П. Ф. Воронин и директора: В. Г. Зазуля, А. А. Толмачев, Ю. Н. Липатников и нынешний генеральный директор Севастопольского авиационного предприятия М. В. Москаленко.

Не хочу перечислять конкретные имена заслуженных членов коллектива Севастопольского авиационного предприятия (ранее авиаремонтного завода) дабы не обидеть кого-то; отмечу, что это - тысячи достойных севастопольцев. Слава ушедшим в мир иной! Слава ныне живущим и продолжающим трудиться на заводе, хранящим великие традиции прославленного предприятия!

С праздником вас, заводчане! С 90-летним юбилеем нашего завода!

Горжусь вами и рад, что служил достойно Родине вместе с вами на одном из лучших заводов в системе Министерства обороны СССР!

Пресс-служба
политической партии
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»

04 октября 2019 года

← Назад
В тему: