22 Ноября 2017, 01:41
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

На заседании комитета по законодательству Михаил Чесалин проголосовал против проекта бюджета на 2018 год


13 ноября 2017 года прошло расширенное заседание комитета Калининградской областной Думы по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, в котором принял участие член комитета, председатель фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и регионального отделения партии Михаил Чесалин.

В повестке дня стояло рассмотрение в первом чтении проекта бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, внесение изменений в областной закон о муниципальный службе, поправки в избирательное законодательство, а также изменение порядка предоставления муниципальными служащими сведений о доходах и расходах, сообщается на сайте областного парламента.

Подробный репортаж с заседания, которое «превратилось в корриду», опубликовал портал «Новый Калининград».

Законопроект до заседания областной Думы должны успеть рассмотреть все думские комитеты, комитет по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению в их числе оказался первым. Депутаты впервые за последние годы решили пригласить на заседание местных глав, чтобы услышать их мнение по поводу междбюджетных отношений. Депутатов, членов правительства и прочий чиновничий люд посадили на первые ряды, глав отправили «на Камчатку». Главе Багратионовского городского округа Юрию Карафелову и вовсе не досталось места за столом у микрофона. По всей видимости, это легкое неуважение уже изначально несколько накалило обстановку в зале.

Слово дали министру финансов Виктору Порембскому. Он полчаса рассказывал об основных параметрах бюджета, сделав основной акцент на расходах на государственные органы власти и на междбюджетных отношениях с муниципалитетами.

«Расходы на органы государственной власти в 2018 году составят 1,517 млрд. рублей. Рост к плану текущего года — 1,5%. Параметры сформированы исходя из численности работников органов государственной власти — на 2018 год численность составит 1477 человек. Предусмотрена индексация должностных окладов на 4%. Средняя зарплата увеличится до 50 с небольшим тысяч рублей. На оплату труда будет направлен 1,155 млрд. рублей», — рассказал министр финансов.

Кроме того, правительство решило централизовать расходы на приобретение офисной техники и связи,  на это будет направлено 46,4 млн. рублей. На транспортное обслуживание чиновников — 60,5 млн. рублей. Еще 30 млн. рублей — на публикации в СМИ о работе правительства области. Виктор Порембский также рассказал о расходах на уставной суд, областную Думу, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, Общественной палаты, казачьих обществ и т. п.

В конце министр перешел к наболевшему — дотациям и субсидиям муниципалитетам. «В методику формирования междбюджетных отношений изменения не вносились, — успокоил глав Виктор Порембский. — Также сохранилось распределение расходных полномочий и налоговых доходов». Нецелевая помощь муниципалитетам составит 1,251 млрд. рублей, в том числе 837 млн. рублей — дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, 414 млн. рублей — иные дотации. «233 млн. рублей распределены, остальные будут распределяться в течение года», — уточнил министр.

Общий объем субсидий — 3,784 млрд. рублей — на 14% больше, чем в текущем году. Местным бюджетам планируется предоставить 25 видов субсидий на финансовое обеспечение вопросов образования, культуры, благоустройство и т. п.

«Таким образом, финансовая поддержка муниципальных образований области не снижается. Важной задачей является повышение качества бюджетной политики на местном уровне, — добавил Виктор Порембский. — Задача — стимулирование ответственной бюджетной политики на муниципальном уровне. Представляется особенно актуальной и важной ответственная, грамотная, взвешенная политика в условиях бюджетных ограничений».

Отдельно Порембский остановился на том, что региональные власти намерены разработать методику целесообразности предоставления бюджетных кредитов — их предлагается давать в зависимости от финансовой устойчивости муниципалитета. «Дефицит бюджетов необходимо минимизировать. Целевой показатель для всех бюджетов — бездефицитность. А для ряда муниципальных образований с высокой долей долга и слабой доходной базой необходимо формировать даже небольшой, но профицит, чтобы снижать долговую нагрузку и бюджетные риски. Соответственно, ограничивать расходные обязательства и стараться наращивать доходы. Таковы установки для муниципалитетов, которые мы будем реализовывать в рамках межбюджетных отношений», — резюмировал министр финансов.

Несколько вопросов возникло у присутствовавшего на заседании главы бюджетного комитета Валерия Фролова. Он поинтересовался, каким образом правительство будет проводить реструктуризацию муниципальных долгов по кредитам. Порембский пообещал снизить плату до 8,5% и напомнил, что кредиты на кассовые разрывы «практические бесплатные» — под 0,1%. «Мы консолидируем обязательства по всем кредитам. Вы знаете — мы выдавали их постоянно, и накопилось у нас на каждом муниципалитете по несколько кредитных соглашений. Будем их объединять и выстраивать равномерный график погашения с учетом тех решений, которые закладываются в бюджет следующего года по помощи в погашении кредитов, связанных с предоставлением помощи на отопительный сезон», — сказал Порембский.

Следующий вопрос касался долгов муниципальных образований, которые возникли из-за межтарифной разницы. Речь шла о том, что в некоторых муниципалитетах установлены тарифы ниже экономически обоснованных, а разницу вынуждены покрывать муниципальные предприятия и муниципалитеты за свой счет. «Есть постановление Конституционного суда, где говорится, что это обязанность субъекта Федерации. Я просматривал структуру бюджета и обратил внимание, что по субсидиям — около миллиарда нераспределенного бюджета. Это то, что вы планируете направить на эти цели?» — спросил Валерий Фролов.

Председатель бюджетного комитета говорил при выключенном микрофоне, слышно его было плохо. Главы муниципальных образований, едва улавливая на последних рядах отголоски вопроса, явно напряглись в ожидании. Порембский ответил, что все субсидии распределены. «Если говорить о проблемах функционирования жилищно-коммунального хозяйства, то да — мы видим, что проблемы достаточно острые. Мы ежегодно, часто уже после принятия бюджета реагируем на сложности, связанные с завершением отопительного сезона, подготовкой нового отопительного сезона. В большей части помогаем в форме бюджетных кредитов. Тем не менее, в этом году мы, ориентируясь на сложности с долгом, низкой обеспеченностью ряда муниципальных образований, часть финансовой помощи оказывали в форме дотаций. В проекте 2018 года предусмотрено 100 млн. рублей. Распределение дополнительных дотаций на отопительный сезон уже представлено в проекте бюджета», — сказал Порембский.

«Что касается тарифного регулирования, пока находимся в рамках возможностей по регулированию экономически обоснованных тарифов. И если возникают очевидные сложности в том, чтобы тариф сохранять на уровне роста, который определен на федеральном уровне, тогда возникает поддержка в форме субсидий, которая предусмотрена в бюджете 2018 года для города Калининграда — «Калининградтеплосети», — витиевато выразился министр. — По остальным муниципалитетам все сложности с тарифным регулированием необходимо решать на уровне соответствующих служб».

«Виктор Ярославович! Но они ведь берут деньги, коммерческие кредиты на погашение задолженностей! А дадите вы деньги или нет — они не знают, — не выдержала спикер облдумы Марина Оргеева. — Как дальше жить?»

«Вот мы и говорим, что нужно особое внимание обратить на финансовое состояние и качество финансового управления на уровне муниципальных унитарных предприятий. И работать со службой, чтобы устанавливать оптимальные тарифы с учетом ограничения стоимости услуг для населения», — парировал Порембский. «Но вы понимаете, что такое Краснознаменск, Неман и так далее? — поинтересовалась Оргеева. — О чем мы говорим? Там люди зарплату получают! Какие налоги?» «Помощь весьма ощутима и в проекте бюджета, и мы предусматриваем дополнительные ресурсы, — пытался отбиться Порембский. — К примеру, сейчас из-за того что резко выросла стоимость угля, будет предусмотрена дополнительная поддержка для муниципалитетов. Очевидно, в конце ноября-декабре будет этот вопрос решен».

Однако Марина Оргеева не собиралась сдаваться. Она потребовала ответить, анализировало ли правительство области, на что муниципалитеты берут кредиты под коммерческие проценты в банках. «Большая часть кредитов, конечно, на обеспечение функционирования ЖКХ, отопительного сезона, да, — признался Порембский. — При этом, коллеги, у нас все-таки нет полной картины и полной уверенности, что предприятия на уровне муниципалитетов оптимально хозяйствуют».

Обстановка на галерке накалилась. Местные главы выглядели так, будто министр финансов машет перед ними красной тряпкой. «Включите микрофоны, вас не слышно!» — попросили они сидящих на первых рядах депутатов, которые задавали вопросы Порембскому. Однако глава бюджетного комитета продолжал по-прежнему без микрофона, как будто пытаясь объяснить министру финансов что-то наедине. «Мы должны с вами понимать и отдавать себе отчет в том, что вопрос урегулирован Конституционным судом еще в 2011 году, — сказал Валерий Фролов. — И если сегодня муниципалы пойдут стройными рядами в суд, они будут выигрывать все процессы, а мы будем иметь большую дырку в бюджете! До сих пор нет методики решения вопроса».

«Если говорить о взвешенной бюджетной политике. И если мы не хотим, чтобы какие-то проблемы превратились в полную разбалансировку бюджета, то, прежде всего, эти вопросы надо решать в рамках тарифного регулирования и ориентироваться на экономически обоснованный тариф», — веско заявил министр Порембский. «Это тарифы, что ли, еще повысить?» — распалялась галерка.

При этом министр не исключил, что нужно проводить дополнительный анализ болевых точек в муниципалитетах, решать вопрос инвестиций, более активно задействовать механизм концессионных соглашений». «Например, проблему в Светлом решили за счет новой котельной. В Советске завершилась реконструкция. Это повлияет и на тариф, и на финансовое состояние мероприятий, — добавил министр. — Муниципалитетам нужно качественно хозяйствовать».

«Включите, пожалуйста, микрофоны!» — вновь раздалось с задних рядов. Но глава бюджетного комитета почему-то продолжил спор с минфином, заставляя сидящих на галерке глав напряженно вслушиваться в его слова. Валерий Фролов между тем заметил, что при нынешней ситуации концессионеры не пойдут в муниципалитеты: «Надеяться, что они найдут деньги на перевод на газ, — это призрачные надежды». «Примеры показывают, что есть концессионеры, которые готовы реализовывать эти проекты, — не согласился Порембский. — И сейчас рассматриваются варианты поддержки». Марина Оргеева предложила обсудить этот вопрос до второго чтения проекта бюджета.

Слово, наконец, дали муниципалам. «Если бы не поддержка губернатора, концессионер бы не пришел, — огорошил внезапным признанием присутствующих глава Ассоциации муниципальных образований, сити-менеджер Советска Николай Воищев. — Сомневаюсь, что где-то есть концессионеры, которые хотели бы сегодня прийти и участвовать в таких проектах… Если бы у нас концессионера не заставили, он бы не пришел».

«Мы перешли к мнениям. А вопросы есть?» — прервал возмущение Воищева глава комитета Сергей Юспин.

Слово вновь взял Валерий Фролов. Он обратил внимание на странности распределения денег по программе благоустройства дворов. «В этом году в программу попали только 4 муниципалитета. Очень келейно. Непонятно, по каким правилам, — сказал Фролов. — И на будущий год тоже непонятно, какой муниципалитет сколько получит. Давайте поработаем над тем, чтобы упорядочить распределение средств».

Порембский с предложением Фролова поработать над порядком распределения денег согласился, с келейностью распределения средств на этот год — нет. «Вы же помните, как она начиналась. Были жесткие условия по реализации мероприятий до конца года. Нужно было быстро определиться с проектами, с работой, с жителями, чтобы не сорвать программу на будущий год и обеспечить софинансирование».

По словам министра, в 2018 году в программу попадут «практически все муниципалитеты». «Распределение есть, никакой келейности нет, информация есть у муниципалитетов», — сказал он. «Будьте добры! — ответил Фролов. — А то Славский район говорит, что им заранее вбили вроде 140 млн., а фактически замглавы сейчас говорит, что только 5». Порембский отметил, что также сохранена программа конкретных дел в объеме 190 млн. рублей, поэтому, мол, муниципалитеты будут поддерживать неплохо.

В конце концов получить микрофоны удалось и местным главам. Глава Багратионовского округа Юрий Карафелов поинтересовался, планирует ли правительство повышать зарплаты сотрудникам областных социальных служб, которые не попали в майские указы президента. «Там женщины работают с пожилыми людьми, получают по 10 тысяч рублей. В конце года там зарплата состоит из премии, премий не хватает, и они вынуждены сами себя лишать этих премий. Мы обращались к министру, но ответа никакого нет», — рассказал Карафелов. «Что касается этого года, необходимо обеспечивать деятельность в рамках тех бюджетных ассигнований, которые определены, — ответил министр. — А на следующий год субвенции на эту деятельность предусмотрены с учетом индексации зарплаты на 4%. А на деятельность отделов по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства даже возможно до 15%».

Слово вновь взяла Марина Оргеева. Она подняла вопрос о методике распределения муниципалитетам денег на подвоз школьников — выяснилось, что по новой методике помощь муниципалитетам будет зависеть не от километража, а от числа школьников. «Но если даже один ученик живет в 10 км от школы, его все равно нужно везти!» — заметила спикер облдумы. «Но методика предусматривает километраж… Предложений от муниципалитетов по поводу нее не поступало», — удивился Порембский. «Я что, придумывать, что ли, буду?» — возмутилась Оргеева. В итоге министр предложил обсудить этот вопрос до второго чтения бюджета: «Если надо изменить подходы — мы готовы». «А содержание МФЦ? Ведь там большое количество услуг — государственные. Может быть, правительству поделиться с муниципалитетами госпошлинами?» — спросила Оргеева. «Мы увеличили субсидирование МФЦ. Общее финансирование у нас превышает те госпошлины, которые мы получаем», — ответил Порембский.

«Добрый день. Славский муниципалитет, — представился глава района Игорь Руденков. — Поднимали вопрос сейчас по нашим котельным и МУПам. Уголь поднялся на 50%. Мы и так еле выживали, а что делать сегодня? Если бабушка платила за квартиру 3-4 тысячи и мы начнем ей цену поднимать… Даже представления не имеем, как мы справимся. До газа у нас далековато — его только к Славску подвели. Мы платим только за свет, уголь и прочее. Как нам выживать?»

«Ваше выступление принято. Кто еще?» — увел удар от министра финансов глава комитета Сергей Юспин. «У нас участки в прибрежной зоне были предоставлены в аренду, но с 1 января 2017 года участки передали в федеральную собственность, и мы перестали получать арендную плату. Для Светлого это около 9 млн. рублей. И это не только у нас проблемы», — рассказал о своих бедах светловский глава Сергей Бевз. Виктор Порембский пообещал, что выпадающие доходы должны возмещаться за счет специальных дотаций и методик, и что в этом году такие ситуации были в Янтарном и Донском, и их бюджетам помогали.

«В последний раз выпадающие доходы нам официально выдавали в 2012 году. В конце отопительного сезона МУПы и предприятия ЖКХ отправляли службе свои выпадающие доходы. И я предложил бы их МУПам компенсировать. Сейчас подорожание угля. После конца отопительного сезона для нас будет около 40 млн., — снова прорвался к микрофону местный глава Юрий Карафелов. — А кредиты даже со ставкой 0,1% вгоняют муниципалитеты в долги. Мы эти деньги по итогам отопительного сезона не соберем».

«Когда все же решится вопрос с зарплатами сотрудников служб, которые замкнуты на правительство и не вошли в майские указы? Дисбаланс сильный», — вернулся Карафелов к вопросу о зарплатах социальных работников. Виктор Порембский долго и пространно отвечал о том, как вырастут зарплаты категориям, попадающим в указы президента. «По другим — на 4%», — еще раз сказал он. «10 тысяч плюс 4% — это сколько? 10400 рублей? Прожиточный минимум почти», — резюмировали обитателя галерки.

«Давайте комплексно подходить, анализировать ситуацию с жилищно-коммунальным комплексом, — продолжал тем временем министр. — То ли это рост составляющих тарифа, то ли ненормативные потери или плохое хозяйствование на уровне МУПов. Нужно определять меры, чтобы уйти от межтарифной разницы и необходимости субсидировать тот или иной тариф. Вместе с тем, если мы будем закрывать эти потери, нужно понимать, за счет чего — то ли из расходов на содержание местных органов власти, то ли из социальных расходов. Наша позиция — обратить внимание на то, чтобы качество услуг было надлежащего качества».

«А кто должен проверять муниципалитеты? Ну, вот вы ставите вопрос, что мы должны лучше работать. Кто должен это контролировать?» — с резкими нотками в голосе поинтересовался глава АМОКО Николай Воищев. «Вы как муниципалитеты! — ответил Порембский. — Да, региональный уровень ответственен за регулирование тарифа. Принципиальная позиция — он должен быть экономически обоснованным. Плата должна соответствовать тем обоснованным расходам, которые несет предприятие. А если этому препятствует плохое железо, оборудование — надо предусматривать расходы на приведение его в надлежащее состояние». Главы на галерке уже практически открыто выражали негодование.

«Что касается МФЦ. 10% услуг муниципальные, а 90% — государственные. Но содержим мы МФЦ 50 на 50», — продолжил Николай Воищев. «Вопрос в том, какие принципы применять, — пытался отбиться министр. — Прежде всего это удобство жителей Калининградской области, того или иного муниципалитета. Мы изначально говорили, что это совместные усилия…» «Поделитесь пошлиной!» — выкрикнула с места Марина Оргеева. В конце концов Порембский согласился обсудить вопрос регулирования их работы: «Давайте в следующем году продолжим дискуссию… Но нужно понимать, откуда эти ресурсы брать. Мы можем добавить дополнительные средства в систему, если добавим налоговый потенциал». Порембский напомнил про промышленные площадки в районе Черняховска и Храброво, которые нужно, наконец, довести до ума, чтобы в них пришли инвесторы. «Это те меры, которые позволят нам увеличивать финансирование, а не только перераспределять ресурсы», — сказал министр.

«А вот можно про налоговый потенциал сказать? — снова включил микрофон глава Славского района Игорь Руденков. — А вы не обратили внимание, что уже больше 50% предпринимателей позакрывались и работают сами по себе, не платя никаких налогов? А те, кто платит налоги, тех душат до такой степени, что мама не горюй. Я прошу обратить внимание! Иначе дойная корова скоро сдохнет!»

«Кто душит? Что нужно сделать, чтобы не душили? Давайте поконкретнее?» — обиделся Порембский. «Не вы. Налоговая, новые налоги», — ответил Руденков. «Какие новые налоги? Это важная тема! Мы видим другие процессы — когда предприниматели платят работникам официально 6 тысяч рублей или вообще не платят. Когда налоговая нагрузка составляет 1% от оборота. Это говорит о том, что уходят от налогообложения. Да, можно говорить, что высокие взносы в социальные фонды. Но это наш уровень социальной защищенности. И если бы все работали открыто, да, это отражалось бы на стоимости услуг и товаров, но была бы честная конкуренция!» «Виктор Ярославович, сядьте. Ваше присутствие на трибуне провоцирует дополнительные вопросы», — вновь спас министра от разгневанных глав председатель комитета Сергей Юспин.

«А я скажу почему! — не выключал микрофон глава Славского района. — Потому что приравняли по налогам малые предприятия и большие заводы. Поэтому лучше человек пойдет на биржу труда, чем будет получать для себя какую-то копейку. Обратите немножко на это внимание. Иначе все коровы скоро сдохнут!».

После этого члены комитета проголосовали за проект бюджета практически единогласно — против был только Михаил Чесалин.

Пресс-служба
политической партии
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»

14 ноября 2017 года

← Назад
В тему: