11 Ноября 2019, 22:45
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Лариса Айдинова: «Россия пытается встроиться в реформу переработки отходов в условиях слабой исполнительской дисциплины»


Представители политических партий, не имеющих депутатов в Государственной Думе, в соответствии с законодательством, были приглашены на очередное заседание нижней палаты российского парламента. Нам предложили принять участие в дискуссии в рамках «правительственного часа» с участием министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина.

Обсудить вместе с депутатами тему «О реализации перспективных направлений государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, а также перспективах обеспечения экологически безопасного обращения с отходами»  пришли представители 41 партии. Я представляла партию «ПАТРИОТЫ РОССИИ».  

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин предложил поприветствовать сидящих в правительственной ложе (представителей партий, участвовавших в последних выборах в Госдуму в 2016 году) и на балконе гостей. Депутаты ответили аплодисментами.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, который еще недавно был успешным губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, выступал в Госдуме впервые. Он рассказал о реализации перспективных направлений государственной политики в области экологического развития РФ, а также перспективах обеспечения экологически безопасного обращения с отходами, сообщается в отчете с заседания на официальном сайте Госдумы.

Министр подчеркнул, что задача обеспечения высоких стандартов экологического благополучия является приоритетом государства. Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года, утвержденные Указом президента в 2012 году, получили свое развитие в «майском» Указе и национальном проекте «Экология».

Дмитрий Кобылкин отметил, что уровень антропогенного (исходящего от человека – «ПР») воздействия на природу остается очень высоким: объем стоков, сбрасываемых в поверхностные воды без достаточной очистки – порядка 30%.  С 2012 года совместно с бизнесом реализовано 64 инвестпроекта на общую сумму свыше 58 млрд. рублей. «Это привело к сокращению сбросов загрязненных сточных вод. Ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Затратность не позволяет значительно нарастить темпы», — сказал Дмитрий Кобылкин.

«Управление отходами – еще одна накопленная проблема. На протяжении последних лет вопрос остается актуальным, преобразования идут слабо. Переработка отходов остается минимальной, условия хранения не соответствуют требованиям экологической безопасности, наличие мощностей ежегодно сокращается», — констатировал министр.

Говоря о лесовосстановлении, он заявил, что «в этом году удалось остановить негативную тенденцию выбытия зеленых фондов, но еще предстоит приложить немало сил».

Ключевым результатом совместной работы министерства и Государственной Думы, по его мнению, в текущем году стало утверждение национального проекта «Экология», который включает 11 федеральных проектов по пяти направлениям.

«Одной из основных задач, стоящих перед министерством, является создание выверенной, комплексной политики действий по обращению с отходами – от промышленных до коммунальных, — уверен министр. - Совершенствование этой системы требует объединения усилий всех ветвей власти».

Для реализации этой реформы предлагается для всех субъектов зафиксировать до 2024 года размер платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года, установить меры стимулирования региональных операторов, разработать механизм по включению в госреестр полигонов, эксплуатация которых началась до принятия закона об отходах. Осуществить контроль над недопущением двойной оплаты тарифа.

«Эти меры, принятые на федеральном уровне, позволят регионам ограничить рост тарифов на услуги по обращению с ТКО», — считает Дмитрий Кобылкин.

За счет этого планируется, что к 2024 году доля ТКО, направленных на утилизацию в общем объеме достигнет 36%, доля ТКО, направленных на обработку – 60%. Предстоит провести рекультивацию 191 несанкционированной свалки в границах городов, ликвидировать не менее 75 опасных объектов накопленного экологического вреда.

«В целом проведение реформы позволит улучшить экологическую ситуацию в муниципалитетах», — резюмировал он.

По словам министра, предстоит сосредоточиться на улучшении состояния водных объектов, которые в силу как природных, так и техногенных факторов находятся в очень непростой ситуации. «В комплексе с мероприятиями по модернизации очистных сооружений, очистки водных объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также вовлечение граждан в эту работу, предстоит увеличить долю населения, в сознании которого сформированы принципы бережного отношения к воде, как к уникальному источнику жизни. Прежде всего, речь идет о ключевых водных артериях, вокруг которых живут десятки миллионов человек», - сказал Дмитрий Кобылкин.

Он подчеркнул, что отдельный проект разработан по Волге: «Наша цель в 3 раза снизить долю загрязненных сточных вод в реку Волга, этого мы будем добиваться совместно с Минстроем России, призывая крупных водопользователей использовать наилучшие и доступные технологии. Задача весьма капиталоемкая. Срок для таких значимых проектов достаточно ограниченный, поэтому ответственность субъектов и заказчиков очень высока».

Министр отметил, что значимым с точки зрения сохранения здоровья человека является федеральный проект «Чистая вода», задача которого повысить качество питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий.  А также проект «Чистый воздух», направленный на улучшение обстановки и снижения выбросов в крупных промышленных центрах, включая 12 городов России, где ситуация наиболее сложная. «В целом через пять лет мы рассчитываем добиться снижения совокупных объемов выбросов в этих 12 городах на 20%», - отметил он.

Сообщение министра дополнил своей информацией аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс. По его словам, национальный проект «Экология» станет ключевым документом в сфере экологического развития страны. В его состав входит 11 федеральных проектов, шесть из которых будут реализовываться в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды». «Успешная реализация данных проектов должна обеспечить решение экологических проблем, о которых идет речь в Указе президента о национальных целях», — сказал Алексей Каульбарс.

В ходе выступления он рассказал о рисках, которые могут проявиться при реализации этих проектов. В частности, он сообщил, что до 2024 года более 80% финансирования нацпроекта планируется осуществить за счет внебюджетных средств, однако обоснования объема таких средств как в проекте, так и в материалах к нему отсутствуют, а конкретные механизмы привлечения этих средств не определены. Аудитор СП отметил, что это существенный риск для достижения целей.

Кроме того, говоря о системе показателей, которые должны характеризовать эффективность исполнения нацпроекта, он указал, что в паспорте проекта нет методик их расчета, а в соответствии с положением об организации проектной деятельности они должны быть частью паспорта проекта.

Аудитор также рассказал о результатах проверки реализации ФЦП «Охрана озера Байкал». Анализ показал, что запланированные в рамках ФЦП работы практически полностью выполнены, выделенные средства израсходованы, а «риски недостижения установленных целей все равно следует оценивать как высокие». Так, особое внимание в рамках проверки было уделено ситуации, сложившейся с ликвидацией последствий деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области. С 2013 года на эти цели выделено 4,2 млрд. рублей, однако реализация мероприятий так и не начата, 90% выделенных средств возвращены в федеральный бюджет, а разработанный в 2013 году проект нуждается в доработке и сегодня использован быть не может.

Другой вопиющий факт: на ликвидацию подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в Бурятии, израсходовано 95% общего объема средств, предусмотренных на это мероприятие. Однако, по данным Росприроднадзора, содержание нефтепродуктов в контрольной точке замера по состоянию на май-август текущего года превышало фоновую пробу более чем в 7 раз. «Соответственно, риски недостижения ожидаемого результата оцениваются здесь как очень высокие», - сказал Алексей Каульбарс.

«Надеюсь, что наши замечания и предложения будут учтены в ходе реализации национального проекта», — заключил он.

На заседании также выступил член Комитета по контролю и Регламенту Александр Авдеев. Он, в частности, отметил, что «зачастую неэффективность расходования средств в подведомственных министерству учреждениях складывается из-за того, что нет преемственности и последовательности в кадровой политике. К примеру, принимается программа в рамках того или иного учреждения на примере отдельных особо охраняемых природных территорий, на них выделяется финансирование, затем меняется руководство, новый руководитель меняет подходы, также на новую программу выделяется новое финансирование. Вопрос: а кто ответит за впустую потраченные предыдущие средства и как нам добиться того, чтобы ответственность была у ведомства за конечный результат?»

Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил динамику: «С приходом нового министра ведомство действительно стало работать более эффективно, и за последние полгода нам совместно с министерством удалось реализовать целый ряд законопроектов и новых инициатив, часть из которых является исполнением поручений президента, которые до этого тормозились иногда годами». Однако, комитет, исполняющий функцию парламентского контроля, отмечает, что и сейчас многие президентские поручения остаются неисполненными.

После этих выступлений представители фракций в Госдуме и политических партий, не представленных в нижней палате парламента, задали свои вопросы.

Я задала вопрос о строительстве заводов и полигонов и реакции людей на эти стройки:  сейчас заинтересованные ведомства, как нам кажется, действуют «по ситуации»: получилось начать стройку без шума - хорошо, не получилось - применяются административные меры к протестующим или находится другое место. А есть у министерства какая-то сформулированная программа или разработанная тактика по работе с населением, чтобы министерство реагировало не на уже сложившуюся протестную ситуацию, а вело диалог с людьми до начала стройки для предотвращения протеста?

Дмитрий Кобылкин ответил, что позиция министерства очень простая в этом плане.

«Мы, если вы обратили внимание, то летний период провели довольно-таки, ну, не по-взрывному, то есть,  мы спокойно его провели, несмотря на то, что в Московской области были огромные проблемы с полигонами, вы знаете, эта тема была настолько токсична, что она вылилась не только в средства массовой информации, но и в определенные  демонстрации - проявление инициативными группами своей негативной позиции по этим полигонам.

Мы создали межведомственную группу, межведомственный коллегиальный орган, включили в него, в том числе, конечно, людей, которые со стороны протестного электората, экспертов необходимых, и мы все лето работали по московским свалкам именно в рамках этой группы рабочей. Эта группа продолжает работать, она будет работать и не только в интересах Московской области, но и по всей стране.

И, безусловно, то, что вы говорите и обращаете на это внимание, это очень правильно. Нельзя осуществлять эту работу неоткрыто и без участия населения — это категорически неправильно делать. Любой объект строительства, сортировки, переработки, утилизации должен проходить общественные слушания, по-другому быть не должно.

И я вам больше скажу: те субъекты, которые этого не делают, они как раз-таки нарываются и подрываются на вот этих минах, которые сами в принципе себе и закладывают.

Я почему говорю, что реформа переработки ТКО - это сложная реформа? Она касается всех людей, она касается практически каждого человека. И сегодня не думать, что люди это увидят, и люди в этом будут участвовать, ну это просто глупо. Поэтому я всем губернаторам и главам субъектам об этом напоминаю», - сказал министр Дмитрий Кобылкин.

Также свои вопросы задали председатель Центрального комитета Коммунистической партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин, член Бюро президиума политического совета партии «Родина» Федор Бирюков. На заседании выступили председатель экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов, заместитель председателя партии «Яблоко» Николай Рыбаков, заместитель председателя Партии Роста, ответственный секретарь Александр Хуруджи.

От состоявшейся дискуссии у меня двойственное впечатление.

С одной стороны, на заседании прозвучали вопиющие факты непрофессиональной деятельности чиновников на местах, полное отсутствие контроля со стороны их начальников и безнаказанность.

Например, депутат Владимир Бурматов рассказал, как контракт на несколько миллиардов рублей отдали некоему обществу с ограниченной ответственностью, учрежденному позавчера, заказали разработку проекта ликвидации накопленного ущерба от целлюлозно-бумажного комбината, заплатили 130 млн. рублей. Проект оказался не пригодным для работы. Но…переделку заказали той же организации, а денег заплатили в три раза больше. И, судя по всему, за это никто не понес никакого наказания.  

Или другой факт. В связи с начинающейся 1 января 2019 года реформой обращения с отходами много говорилось о региональных операторах, которые будут этим заниматься, о неразберихе с тем, кто конкретно, как и по каким тарифам будет работать. Депутат Михаил Щапов отметил, что по разным причинам мы в начале января можем далеко не везде увидеть мусоровозы, а это угроза мусорного коллапса на некоторых территориях страны. Вот такая готовность к реформе, касающейся каждого человека, за три недели до ее начала.

Очень и очень многое говорит о том, что в стране низкое качество управления и очень слабая исполнительская дисциплина, и поэтому идет пробуксовка и не получается набрать темп в убедительном экономическом росте.

Но, с другой стороны, на заседании прозвучали слова о строжайшем контроле за расходованием денег налогоплательщиков; о необходимости увязывать объем затрачиваемых финансовых ресурсов с ожидаемыми результатами; заверение, что депутаты – не самоубийцы и будут сдерживать рост тарифов, чтобы не взорвать страну, не спровоцировать массовые беспорядки и массовый выход людей на улицы. Это, конечно, радует, и остается надежда, что ситуация будет меняться к лучшему.

На заседании прозвучало немало добрых слов в адрес министра Дмитрия Кобылкина, который занимает свою должность с 18 мая 2018 года. Он считается одним из лучших губернаторов России (отметим, что руководил совсем небедным Ямало-Ненецким автономным округом). Сейчас он должен начать разбирать ком спрессованных экологических проблем всей страны. Тяжелая, во многом неблагодарная работа. Но министр давал понять, что не привык отступать. Отвечая на вопрос депутата Виктора Пинского о проблеме угольной пыли в Находке Приморского края, он сказал: «Мы этой работой занимаемся, поверьте мне, в ближайшее время вы увидите изменения». Очень хочется верить и проверить.

Лариса Айдинова, член Центрального политического Совета партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», руководитель пресс-службы, редактор партийного сайта.

6 декабря 2018 года