30 Сентября 2020, 19:19
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Лариса Коннова: «На пути современного образования немало ям, колдобин и буераков»


В преддверии 1 сентября – Дня знаний, наиболее остро встают проблемы образования, для решения которых в различных регионах страны создаются общественные советы.

Вот и в Саранске в конференц -зале Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева прошло первое заседание вновь созданного общественного Совета при Министерстве образования Республии Мордовия. Его цель, как было объявлено, формирование механизмов общественного контроля и оценка качества работы образовательных учреждений. Совет состоит из 24 человек, которые представляют общественные организации и политические партии. Я, как  председатель Мордовского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», также вошла в него.

Как известно, современный мир, включая и Россию, вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

Все это обуславливает первостепенную роль образования. Однако, к сожалению, все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что в свою очередь является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того, чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.

Одной из важнейших проблем российского образования, создающей препятствия полноценной реализации гражданами конституционного права на образование является его хроническое недофинансирование. И это несмотря на то, что в последнее время удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на образовательную сферу. Так, на первом заседании совета говорилось о том, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате уже сейчас остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности, не всегда высокая квалификация преподавателей. В сложившейся ситуации преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.

Учительница первая моя. Преклонного возраста

В настоящий момент средний возраст работников системы образования составляет 40,1 года, хотя российские педагогические вузы ежегодно готовят достаточное количество выпускников-педагогов. Молодые специалисты крайне неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы. В вузах ситуация еще более сложная. Как отмечалось на заседании, структура профессорско-преподавательского состава значительно сдвинута в сторону старшего, а нередко и преклонного возраста.

В связи с этим в ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей, в первую очередь, к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом.

Несмотря на предпринимаемые государством в последнее время усилия, сложной остается ситуация с износом основных фондов учебных учреждений, который превышает 37 процентов, коэффициент их обновления (в сопоставимых ценах) составляет лишь 1,2 процента в год.

Очевидно, что до сих пор государство не определилось в вопросе о степени своего участия в развитии системы образования. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой - не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании. Эта тенденция вступает во все более заметное противоречие как с Конституцией Российской Федерации, так и с фундаментальными интересами российского общества.

Общедоступное и бесплатное?

Важной также является проблема общедоступности и бесплатности образования. Необходимо отметить, что указанный принцип нарушается, к сожалению, уже на уровне дошкольного образования. Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов по дошкольному образованию, в Российской Федерации до настоящего времени наблюдается массовое нарушение конституционного права граждан на получение дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. В Российской Федерации повсеместно имеются очереди для определения детей в дошкольные образовательные учреждения.

К сказанному можно также добавить, что существует расхождение по вопросам приема в образовательные учреждения различного уровня между нормами Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании». В законодательстве об образовании закреплены только общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, определение порядка приема отнесено к компетенции учредителя образовательного учреждения (ст.16 Закона РФ «Об образовании»). Так, например, согласно ч.2 ст. 43 Конституции Российской Федерации дошкольное образование является общедоступным и бесплатным.

Законодательно также не установлено каких-либо особых условий приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Хотя в п.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», возлагающий на учредителя обязанность устанавливать порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня, дошкольное образование не указано. То есть, формально дошкольное образование является общедоступным. Однако на практике реализация права на поступление в дошкольное образовательное учреждение ограничивается рядом факторов. В частности, возможность его реализации зависит от наличия на данной территории соответствующих учреждений и достаточного количества мест в них. Кроме того, дошкольное образование не является полностью бесплатным.

В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования.

Такое же положение существует и при приеме в младшие и старшие классы общеобразовательных учреждений. В соответствии с «Рекомендациями по организации приема в первый класс» все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. При отказе администрации принять ребенка (по причине отсутствия свободных мест в образовательном учреждении) муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

То есть, правила приема в общеобразовательные учреждения (организации) предусматривают общедоступность и бесплатность общего образования, что соответствует ч. 2. ст. 43 Конституции РФ и п. 4 ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Сложившаяся практика приема в общеобразовательные учреждения на условиях конкурсного отбора, равно как и введение платы, например, под видом «спонсорского взноса», есть прямое нарушение норм российского законодательства.

 

Обычные школы против элитарных

Нельзя также не отметить неуклонно обостряющееся в последние годы противопоставление так называемых «элитарных» общеобразовательных учреждений «обычным» школам. Общепризнанно, что качество образовательных услуг, предоставляемых «обычными» школами, в лучшем случае не повышается, а скорее постепенно снижается. При этом престиж таких школ падает гораздо быстрее, чем качество предоставляемых ими услуг. Одновременно растет престиж, а значит, и востребованность «элитарных» общеобразовательных учреждений, разного рода лицеев, гимназий при достаточно сомнительном уровне обучения в них. Напротив, в современных условиях, когда услуги «элитарных» общеобразовательных учреждений рекламируются как товар, практически недоступный для ребенка из среднестатистической российской семьи, право граждан России на общедоступное и бесплатное основное общее образование существенно обесценивается. Тем самым российская система образования на деле постепенно утрачивает свою первейшую конституционно закрепленную социальную функцию.

К сказанному следует добавить, что, вопреки закрепленному в российском законодательстве принципу обязательности основного общего образования, едва ли не впервые в истории нашей страны растет количество детей, не посещающих школу и соответственно остающихся полностью или частично неграмотными. Согласно существующим экспертным оценкам, уже сегодня в России насчитывается никак не меньше двух миллионов неграмотных детей. В самом лучшем случае многим из них уготована незаслуженно тяжелая судьба.

Значительные проблемы в части законодательного обеспечения и практики реализации права на образование существуют также в сфере среднего и высшего профессионального образования. Так, Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43). Однако Закон РФ «Об образовании» не только не подтверждает эту конституционную гарантию, но прямо устанавливает доступность и бесплатность среднего профессионального образования только на конкурсной основе, наряду с высшим профессиональным и послевузовским образованием (п. 3 ст. 5). В этом содержится не только противоречие, но и явное нарушение конституционных норм, на что уже неоднократно обращали внимание исследователи. Однако, как констатируют эксперты, «учреждения среднего профессионального образования предпочитают руководствоваться Законом, и никто против этого не возражает, не отстаивает свое конституционное право на общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования».

Что касается высшего образования, то на фоне роста масштабов приема в вузы, и прежде всего на платной основе, происходит увеличение расходов населения на этапе подготовки к поступлению в вузы (оплата подготовительных курсов, занятий с репетиторами). Это отражает усиление разрыва между требованиями к уровню знаний, достаточному для успешного и даже отличного окончания школы, и требованиями к уровню знаний абитуриентов, предъявляемых высшими учебными заведениями. Отдельные исследования свидетельствуют о значительных масштабах неформальных платежей непосредственно на этапе поступления в вуз.

Экономические барьеры на пути к высшему образованию

Необходимо, однако, отметить, что с одной стороны, количественные показатели развития профессионального образования в России свидетельствуют о повышении его доступности. Данные государственной статистики о численности выпускников 11 класса и приеме в вузы в последние годы сближаются, а по отдельным регионам страны количество мест в учебных заведениях профессионального образования часто даже превышает число выпускников школ. Стремительное развитие платного образования сделало профессиональное образование более доступным для лиц из семей со средними и высокими доходами. С другой стороны, развитие платных форм получения образования и рост расходов населения на подготовку для поступления в вуз на бесплатные места заставляет предполагать, что экономические барьеры на пути к получению высшего образования выросли, и, несмотря на увеличение общих показателей приема в вузы, снизилась их доступность для ряда социально уязвимых групп, прежде всего детей из семей с низкими доходами, что так же ограничивает полноценную реализацию гражданами конституционного права на образование.

Еще одной важной проблемой, затрагивающей реализацию права на высшее образование, является присоединение нашей страны к так называемому Болонскому процессу. С одной стороны, интеграция России в европейское образовательное пространство несет в себе очевидные преимущества. Новая система призвана предоставить студентам большую самостоятельность в выборе вектора своего образования, дополнительные возможности варьировать свое расписание и трудозатраты. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в европейских странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда.

В то же время необходимо отметить, что подобная реформа требует кардинального пересмотра основ образовательной политики и учебного процесса в Российской Федерации. В частности, адаптация к европейским образовательным стандартам, предусматривает отказ от большинства базовых фундаментальных курсов и замену их системой спецкурсов. Такая новация может войти в противоречие с традициями российской высшей школы как еще дореволюционного, так и советского периодов. В этом случае российская высшая школа в какой-то мере утратит свою привычную глубину и универсальность подготовки.

Еще одна потенциальная проблема сопряжена с введением двухступенчатой системы обучения. Шестилетнее образование (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры) еще не имеет соответствующего правового обеспечения в трудовом законодательстве. Так, «бакалавр» в настоящее время котируется на рынке труда ниже «дипломированного специалиста», получившего высшее образование по прежней пятилетней программе обучения. По сути дела, при приеме на работу «бакалавр» не воспринимается как человек с законченным высшим образованием. Напротив, «магистр», прошедший шестилетний курс обучения, воспринимается в качестве человека с законченным высшим образованием, но котируется не выше «дипломированного специалиста». Фактически, таким образом, «магистры» и «дипломированные специалисты» при приеме на работу котируются одинаково, что, с точки зрения многих участников образовательного процесса, делает бессмысленным не только лишний год обучения, но и в целом введение всей двухступенчатой системы без соответствующих изменений в трудовом законодательстве.

23 августа 2013 года