25 Июня 2022, 18:22
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Надежда Корнеева: Объединенными могут быть только по-настоящему независимые и уважающие друг друга нации


Организация Объединенных Наций вступила в 70-й год своего существования – 24 октября 1945 года начал действовать устав ООН. Наша страна была не просто одним из основателей этой международной организации. Сначала СССР, а теперь и Россия были и остаются ее центром, сердцевиной, на которой в значительной мере держится не только сама ООН, но мир. Поэтому нам далеко не безразличны процессы, в том числе негативные, о которых все с большей тревогой приходится говорить сегодня. ООН нужна реформа, но какая?

Сам термин «объединенные нации» появился во время Второй мировой войны и обозначал участников антигитлеровской коалиции, то есть СССР и англосаксонские страны, США и Великобританию. ООН создавалось для справедливого устройства послевоенного мира, для обеспечения мира на Земле, для недопущения новой войны. Но для кого-то ООН была прообразом будущего мирового правительства.

За 70 лет ООН прошла через разные этапы. В первые годы существования ООН США, где и разместилась штаб-квартира организации, вместе с Англий и Францией сумели превратить ее в инструмент своей политики, навязать свою волю большинству из создававших ее 50 государств. В этих условиях СССР в основном использовал трибуну ООН для критики политики стран Запада, не рассчитывая на поддержку своих инициатив.

Но к началу1960-х ООН стала меняться. Получившие независимость государства Африки и Азии изменили баланс сил. Теперь уже Запад зачастую оказывался в меньшинстве. В 1972 году свое законное место в ООН получил один из пяти постоянных членов Совета безопасности – Народный Китай. До этого почти четверть века США делали все, чтобы сохранить это место за своими тайваньскими марионетками.

70-е и 80-е годы прошлого столетия стали временем наивысшего авторитета ООН. В ситуации противостояния двух систем эта международная организация порой являлась действительным механизмом согласования интересов. Важную роль в ООН играло и Движение неприсоединения, в которое входило большинство членов организации, не примыкавших ни к американскому, ни к советскому блокам.

После краха СССР роль ООН резко упала. Оказавшись без противовеса, США своей агрессивной гегемонистской политикой серьезным образом подорвали ее влияние.

В конце 1990-х они пошли на прямое нарушение ее устава. Не сумев заручиться поддержкой Совета безопасности ООН, НАТО стало бомбить Югославию. Уже тогда этот акт назвали уничтожающим ООН, но и после этого Вашингтон не успокоился, и 2003 году совершил вторжение в Ирак также без разрешения ООН. Россия тогда безуспешно настаивала на соблюдении международного права.

Но США отодвинули ООН в сторону, и это было еще одним сильным ударом по ее и так ослабленному авторитету.

В 2011 году Западу снова понадобилась санкция ООН для вмешательства во внутренние дела суверенного государства – на этот раз Ливии. Но полученный мандат, дававший право на препятствование гражданской войне, они использовали для ударов по правительственным войскам и свержения власти.

Ливийский урок показал, что США цинично используют решения ООН для прикрытия собственных планов, трактуют их так, как им это выгодно, не обращая внимания на дух и букву принятых международным сообществом решений.

После этого Россия категорически отказалась поддержать любые решения ООН, которые могли бы позволить США продолжить переформатирование Большого Ближнего Востока. Твердая позиция России и Китая в Совете безопасности ООН не позволила США и их союзникам получить разрешение международной организации на открытое военное вмешательство в сирийский кризис. И хотя война в Сирии все еще продолжается, удалось избежать американского нападения на эту страну, которое могло привести к страшной войне уже на всем Ближнем Востоке. Использование России своего право вето показало, что, несмотря ни на что. ООН еще может служить делу международной безопасности.

Право международного сообщества в лице ООН на вмешательство во внутренние дела суверенного государства под предлогом того, что в этом государстве нарушаются права человека или же оно представляет угрозу международной безопасности, должно использоваться только в случае наличия твердых, убедительных доказательств геноцида или агрессивных намерений подозреваемой страны. Иначе ООН станет просто прикрытием для расправы сильных со слабыми или с неугодными.

Точно также нужно аккуратней использовать и механизм международных санкций. Начиная с 1990-х годов по инициативе США этот инструмент стали использовать все чаще и чаще – против Югославии, Ирака, Ливии и многих других, неугодных Западу, государств. Более десяти лет жесточайшие санкции, а фактически блокада действовали против Ирака, в последние годы они были введены против КНДР и Ирана – как бы в наказание за их ядерные программы. При этом санкции не привели ни к снижению напряженности, ни к решению тех проблем, которые якобы их и вызвали.

Сейчас США и их союзники вводят санкции против России и пытаются организовать блокаду нашей страны, оказывая давление на разные страны. И если бы не наличие право вето у России и Китая в Совете безопасности, понятно, что они попытались бы организовать введение санкций против России и на международном уровне.

Основной тренд современности - это крушение однополярного мира, того порядка, который всего за два десятилетия сделал военное вмешательство едва ли не главным орудием глобализации. И поэтому ООН, родившаяся после страшной войны для сохранения мира, урегулирования конфликтов и согласования интересов, сейчас может снова сыграть конструктивную роль. Конечно, для этого потребуются изменения как в мировом балансе сил (которые и происходят на наших глазах), так и реформа этой главной международной организации.

Необходимость реформы ООН назрела уже давно – хотя бы потому, что за прошедшие с момента ее создания 70 лет расстановка сил в мире серьезным образом изменилась. Ялтинская система была разрушена в 1990-е. Сменивший ее однополярный мир во главе с США рушится сейчас. Совершенно непонятно, почему два из пяти мест постоянных членов Совета безопасности, имеющих право вето, занимают Франция и Англия, которые входят в еще одно надгосударственное образование - Европейский Союз, и ни одного места нет, например, у представителей огромного мусульманского мира?

В последние годы обсуждаются несколько вариантов реформы работы Совета безопасности, предусматривающие расширение числа его постоянных членов. Многие указывают на то, что нужно расширить их число, сделав так, чтобы крупные державы вроде Индии или Бразилии, были представлены на постоянной основе. Россия поддерживает идею расширения числа постоянных членов СБ, призывая при этом очень аккуратно относится к праву вето, не допустить его размывания.

Для России важно, чтобы никто не мог навязывать остальным собственную трактовку международного права, выдавать свои интересы за интересы всего человечества, прикрывать именем ООН агрессию и вмешательство в дела суверенных государств. Но одновременно ООН не должна превращаться в орудие атлантической глобализации, в прообраз мирового правительства, через которое идет навязывание всему человечеству неких, якобы, общих стандартов, в реальности зачастую являющихся лишь новой формой подчинения.

ООН должна стать механизмом согласования интересов всех цивилизаций и региональных блоков, надежной платформой для выстраивания многополярного мира. Объединенными нации могут быть только тогда, когда они по-настоящему независимые и с уважением относятся к обычаям, ценностям и укладу друг друга.

Россия четко взяла курс на отстаивание своих национальных интересов, на движение и развитие в рамках собственной цивилизации. Естественно, она по-настоящему заинтересована в том, чтобы Организация Объединенных Наций служила целям мирного развития «цветущей сложности» всех других цивилизаций, региональных блоков и отдельных стран. Именно Россия, являющаяся одним из двух главных отцов-основателей ООН, может и должна стать инициатором подобных изменений в работе организации, объединяющей все мировое сообщество.

Надежда Корнеева, заместитель председателя партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», член Центрального политического Совета, член Центрального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт – за Россию»

28 октября 2014 года