22 Ноября 2017, 01:51
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Олег Корякин: «Государство должно занимать более последовательную и принципиальную позицию по отношению к религиозным конфессиям»


За последний год Исаакиевский собор Санкт-Петербурга прочно вошел в информационное поле страны, так как стал центром конфликта между светской и религиозной общественностью. Едва ли не каждый день мы получаем новые, не всегда позитивные  поводы вспомнить об этом всемирно известном памятнике истории, культуры и архитектуры России... и продолжить возникшие, прямо скажем, вдруг споры о его судьбе.

Вот последняя новость. 28 июня 2017 года Законодательное Собрание Петербурга высказалось против проведения референдума по вопросу передачи Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви (РПЦ). Большинство депутатов признало, что вопрос о статусе собора и других знаковых петербургских храмов, предложенный на планировавшийся референдум, не соответствует закону. Инициаторы референдума хотели спросить петербуржцев, стоит ли оставить Исаакиевский собор, церковь Спаса-на-Крови и Петропавловский собор в оперативном управлении государственных музеев?

История началась полгода назад. В январе 2017 года правительство Петербурга объявило, что 30 декабря прошлого года было отдано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому патриархату РПЦ на основании принятого в 2010 году федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». С тех пор тема передачи Исаакия церкви вызывает бурные общественные споры в Петербурге и в стране в целом. К слову, здание Исаакиевского собора находится в собственности Санкт-Петербурга, но под охраной на федеральном уровне и входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Говоря о ситуации вокруг Исаакиевского собора нельзя не задать главный вопрос: если Россия - светское государство (о чем недавно напомнил и президент), то почему же оно все больше занимается вопросами религиозными?

Как атеист по убеждениям,  хочу сказать, что, на мой взгляд, когда говорят о религиозной духовности, то это звучит, по меньшей мере, лицемерно. Потому что, считаю, нельзя считать духовностью зависимость человека от некоего сверхсущества, существование которого проблематично. И тогда что такое культура? Что такое образование? Что такое свобода мысли?  

Да, огромное число людей являются верующими, и я с глубоким уважением отношусь к тем, кто так смотрит на жизнь. Но Россия - многоконфессиональная страна, более того - среди верующих одной религии есть разные течения. Так почему приоритет, полноту возможностей, государственную поддержку получает одна из ветвей одной конфессии? Как в таких условиях быть с неверующими или верующими других религий? Невозможно не видеть, что складывающаяся ситуация вызывает обострение отношений между одной частью общества и другой, третьей…

Но вернемся к Исаакию, судьба которого вызывает такие острые споры. Это потому, что собор с точки зрения юридической никогда не принадлежал церкви. Да, это культовое, религиозное сооружение, но оно всегда было государственным и как один из крупнейший соборов предназначался для особо торжественных служб, связанных с государственной властью.

Кроме того, это памятник мировой культуры, подобных которому в мире – не более пяти. Так почему власть Петербурга посчитала возможным, игнорируя  все составляющие, принять решение о передаче этого собора РПЦ?

Бывший директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» (специально напоминаю полное наименование объекта) Николай Витальевич Буров – мой давний друг, человек высокой культуры, встав директором музея, сумел соединить воедино значение собора как памятника истории, архитектуры, культуры и как конфессионального учреждения. Все работало - решались материальные вопросы обслуживания, собор был всем доступен. Его посещало огромное количество туристов со всего мира – только в  2016 году в музейном комплексе Исаакия побывали около 3,9 млн. российских и зарубежных туристов. При этом в определенные дни проходили церковные службы, которые  не мешали никому.  

Я уверен, что руководство РПЦ утрачивает  ощущение реальности и пытается взять под свою власть объекты, которые объективно принадлежат не только верующим, но и  остальным людям, что зачастую вызывает ненужное напряжение, разобщает общество, сеет конфликты и раздоры.  Более того, у меня как нерелигиозного человека, все больше недоумения вызывает тот напор, с которым РПЦ входит в вопросы образования, культуры, государственной службы, практически диктует, что гражданам России читать, какие фильмы и спектакли смотреть, чему учить наших детей.

Убежден, что государство должно занимать более последовательную и более принципиальную позицию по отношению к религиозным конфессиям, не отступать от статьи Конституции, в которой государство провозглашается светским.  

Олег Корякин, член Центрального политического Совета партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», председатель Санкт-Петербургского регионального отделения