20 Августа 2017, 05:12
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Сергей Глотов: «Бедность, нищета больно бьют по российской семье и возможностям ее создания»


В Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) прошла международная научно-практическая конференция «Реформа семейного законодательства: концепция и развитие», на которой выступил Сергей Глотов.

Член Центрального политического Совета партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», председатель Комитета Московского городского регионального отделения партии, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ОЧУВО «Международный юридический институт» сделал доклад на тему: «Европейская социальная хартия о государственной семейной политике и российская практика».

…По меньшей мере, 14 статей из 31 Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 года (позже пересмотренной) касается семьи, материнства, отцовства и детства, государственной политики в этой сфере. Четыре из них непосредственно определяют эту политику в качестве прав и принципов. Это: ст.4. Все работники имеют право на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее им и их семьям достойный уровень жизни. Ст. 16. Семья как основная ячейка общества имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития. Ст. 19. Работники-мигранты, являющиеся гражданами одной из Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Стороны. Ст. 27. Все лица с семейными обязанностями, работающие или желающие поступить на работу, имеют на это право, не подвергаясь дискриминации и по возможности без создания коллизии между своей работой и семейными обязанностями.

Речь идет как о правах и принципах первого поколения (ст. 4, 16, 19), так и второго поколения (ст. 27 появилась в пересмотренной редакции Хартии 1996 года).

К сопутствующим статьям Хартии, также оказывающим существенное влияние на «правовое обрамление» государственной семейной политики, можно отнести: Ст. 7. Дети и молодежь имеют право на особую защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются. Ст. 8. Работающие женщины в период материнства имеют право на особую защиту. Ст. 12. Все работники и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение. Ст. 13. Каждый, не имеющий достаточных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь. Ст. 17. Дети и молодежь имеют право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту. Ст. 18. Граждане любой из Сторон имеют право заниматься на территории любой другой Стороны всякой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой Стороны, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами. Ст. 20. Все работники имеют право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола. Ст. 26. Все работники имеют право на защиту своего достоинства в период работы. Ст. 31. Каждый имеет право на жилье.

Российская Федерация в 1996 году вступила в Совет Европы, подписала и ратифицировала все основополагающие конвенции СЕ, в т.ч. Европейскую социальную хартию 1996 года. Подписание Хартии состоялось в 2000 году, а ратификация только спустя 9 лет - в 2009 году.

Хартия – весьма сложный документ и нелегкий в исполнении, его справедливо называют социальной конституцией объединенной Европы. Она содержит и механизм контроля за исполнением, чем занимаются Комитет министров СЕ и национальные правительства и парламенты (Россия направила несколько докладов в Комитет министров СЕ по вопросам исполнения социальных прав, включая право на труд, профобразование и т.д.).

Непосредственно в сфере защиты семьи Совет Европы на основании Европейской социальной хартии требует (устанавливает стандарты) от государств-членов СЕ: обеспечить необходимые условия для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества (для начала, конечно, следует признать, что она является в данной стране таковой); содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни (путем выплаты социальных, семейных пособий, предоставления налоговых льгот и освобождений, предоставление жилья, помощи молодым семьям и других мер); обеспечить равные возможности и равное общение работающих мужчин и женщин с семейными обязанностями, а также работников с семейными обязанностями (в т.ч. поступать на работу и сохранять работу для таких лиц, оказывать содействие в их профориентации и профподготовке; улучшать условия труда и социального обеспечения и развивать государственные и частные социальные службы, детские сады); совершенствовать национальное законодательство в области социальной защиты семьи (право на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком, его продолжительность, льготы для семейных лиц в коллективных договорах, запрет на увольнение, если причиной являются семейные обязанности и т.д.).

Как известно, большинство указанных выше положений (норм, принципов) присутствует в российском законодательстве и работает. Однако это не означает, что здесь нет возможности для совершенствования, в т.ч. за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Особая тема, в т.ч. весьма актуальная и для Российской Федерации – защита семей работников-мигрантов. Актуальность этой темы растет и на Западе в связи с массовым притоком мигрантов (1 500 000) на Европейский континент. В Россию прибывают, в основном, мигранты из Украины и других бывших республик СССР. Многие из них, как известно, прибывают с семьями. Требования к организации работы с ними четко прописаны еще в первой версии Европейской социальной хартии 1961 года (ст. 19). Они звучат так: «Работники-мигранты, являющиеся гражданами одной из Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Стороны».

В первом полугодии 2016 года число зарегистрированных браков снизилось на 12%, а число разводов увеличилось на 2% по сравнению с тем же периодом 2015 года.

Тенденции снижения и увеличения числа рождений достаточно последовательно повторяют изменения в числе зарегистрированных браков, хотя они формируются на фоне сохранения довольно высокого удельного веса родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, и периодического роста числа регистрируемых разводов.

Снижение числа родившихся в 1990 годах происходило одновременно со значительным снижением числа зарегистрированных браков на фоне спада демографической волны: возраста наибольшей брачной и репродуктивной активности достигали относительно малочисленные поколения родившихся во второй половине 1960-х годов – первой половине 1970-х годов (дети родителей, рожденных в годы Великой Отечественной войны). Число зарегистрированных браков опустилось до минимального значения – 849 тысяч в 1998 году, а впоследствии стало расти на фоне подъема очередной

демографической волны – брачного возраста начали достигать многочисленные поколения родившихся в 1980-е годы. Наибольшее число браков – 1316 тысячи – было зарегистрировано в 2011 году. В целом за период 1998-2011 годов число заключенных браков увеличилось на 55%. Отклонения от тенденции роста отмечались только в 2004 и 2008 годах.

В 2012-2015 годах вновь преобладала тенденция сокращения числа зарегистрированных браков. В 2015 было зарегистрировано 1139 тысяч браков (без учета Крымского федерального округа), что на 13,5% меньше, чем в 2011 году, и на 5,5% меньше, чем в 2014 году. С учетом данных по Крымскому федеральному округу число зарегистрированных браков составило 1161 тысяч, уменьшившись на 5,3% по сравнению с 2014 годом.

В январе-июне 2016 года снижение числа зарегистрированных браков продолжилось – оно сократилось на 51,3 тысячи или на 11,8% по сравнению с тем же периодом 2015 года (383,6 против 434,9 тысячи без учета Крымского федерального округа). В Крымском федеральном округе число зарегистрированных браков снизилось на 15,7% (6,8 против 8,1 тысячи), а в РФ с учетом КФО – на 12,9% (390,4 против 443,0 тысячи).

На фоне снижения числа заключенных браков число зарегистрированных разводов оставалось сравнительно стабильным, колеблясь в основном в пределах от 650 до 700 тысяч в год. Наибольшее число разводов зарегистрировано в 2002 году – 854 тысячи. К 2005 году оно сократилось до 605 тысяч, а в последующие годы то возрастало, то вновь снижалось. В 2015 году зарегистрировано 604 тысячи разводов (без учета Крымского федерального округа), что на 83 тысячи, или на 12% меньше, чем за 2014 год. В январе-июне 2016 года число зарегистрированных разводов в России (без учета Крымского федерального округа) увеличилось на 5,7 тысячи (на 2,0%), по сравнению с аналогичным периодом предшествующего 2015 года, составив 293,0 против 287,3 тысячи. В Крымском федеральном округе число разводов увеличилось на 10,3% (3,7 против 3,4 тысячи), а в России с учетом КФО – на 2,1% (296,7 против 290,7 тысячи)1.

На состояние российской семьи влияют многие факторы, в т.ч. не связанные с верой, традициями и т.п. Европейская социальная хартия сосредоточена, в основном на социально-экономических факторах, которые применительно к России выглядят следующим образом:

а) замедление темпов экономического роста страны с 2012 года, «нулевой», а затем и «отрицательный рост» ВВП РФ (-3,5% в 2016 году);

б) снижение доходов населения, массовая бедность (население с низкими доходами по данным Всемирного Банка в России составляет 40%);

в) ухудшение материального положения семьи, сокращение доходов российских домохозяйств с 12 000 до 10 300 долларов США (2016) (по данным ежегодного исследования Global Wealth Report по заказу швейцарского банка Credit Suisse). В то же время, в периоды экономических кризисов, когда «вокруг все трясет», по статистике Центрального Банка России люди откладывают вдвое большую часть доходов, чем в «спокойное» время. Если в 2010-2013 годах семьи в РФ в среднем внесли на счета 7-8% дохода, в 2009 и 2014 годах норма сбережений подскакивала до 15-18%. В целом, сегодня

на депозитах банков России находится два федеральных бюджета страны (25 трлн. рублей).

г) значительная (если не сказать больше) разница в развитии регионов, их материальном положении. Известно, что с 1998 по 2014 год наибольший валовой национальный продукт фиксировался в Москве, а наименьший – в республиках Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва, что, конечно, сказывается на состоянии домохозяйств, семей.

Валовой региональный продукт на душу населения субъектов РФ также существенно разнился. В 1998 году наименьший показатель был зафиксирован в Республике Ингушетия – 3,4 тыс. рублей, наибольший в Тюменской области – 58,6 тыс. рублей (разница в 17 раз). В 2014 году ВРП на душу населения в Чеченской республике составлял 104 тыс. рублей, в Ненецком автономном округе – 4, 252 млн. рублей (разница уже в 41 раз).

д) нарастают трудности в исполнении региональных бюджетов российских территорий, что в дальнейшем будет еще больше негативно влиять на социальную ситуацию, а в дальнейшем сокращению будут подвергаться сами социальные расходы. По итогам 2015 года наибольший среднедушевой доход населения отмечен в Ненецком автономном округе – 70 377 руб., в Ямало-Ненецком АО – 62 530 руб., в Москве – 61 586 руб., на Чукотке – 56 767 руб.;

ж) массовая закредитованность населения (40 млн. человек) и невозможность уплаты процентов по долгам одним из супругов также являются причиной многих разводов, распада семьи.

Наименьшие показатели доходов населения зафиксированы в Республике Калмыкия – 13 261 руб., Республике Ингушетия – 13 727 руб., Республике Крым – 14 724 руб., в Севастополе – 14 767 руб., в Республике Тыва – 15 127 руб. Опять-таки, это влияет на положение семей.

Как видно из приведенных данных, линейная зависимость между ВРП субъекта Российской Федерации и показателями рождаемости отсутствует. Очевидно, на семейные отношения накладывается влияние и других (неэкономических) факторов – национальных традиций преобладающего в конкретном регионе населения и в целом сохранения традиционного жизненного уклада.

Подобное явление отмечается и в Европе, и в США. В Германии, у матерей немецкого происхождения в среднем 1,4 детей; у женщин иностранного происхождения этот показатель превышает 1,9. Другое исследование показало, что в США 23% родов приходится на женщин иностранного происхождения, хотя, мигранты составляют лишь 14% населения. Между тем, «бэби-бум» долго не длится: второе поколение мигрантов, как правило, уже следует детородным привычкам принимающих стран.

Однако факторы, связанные с традиционными жизненными укладами и их влиянием на семейные традиции, не нашли прямого отражения в тексте Европейской социальной хартии. Проблемы, касающиеся этнических меньшинств, рассматриваются в Хартии, прежде всего, применительно к защите работников-мигрантов от дискриминации (ст. 19 Хартии), а вопросы, связанные с традициями коренных народов Европы, в той или иной мере регламентируются иными документами Совета Европы, прежде всего, Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств (№157, вступила в силу 1 февраля 1998),

Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств (№ 148, вступила в силу 1.03.1998), а также многими другими, рассматривающими более частные вопросы.

Таким образом,

а) следует приветствовать более широкую постановку вопроса о правовом регулировании государственной семейной политики, что и обсуждалось на данной международной конференции;

б) в формировании (реформировании) государственной семейной политики в России должны учитываться положения ст. 16, 27 и других Европейской социальной хартии 1996 года;

в) необходимо приложить все усилия для преодоления бедности в нашей богатой стране, поскольку бедность (а подчас и нищета) больно «бьет» по семье и возможностям ее создания;

г) важно следовать принципу преодоления («стирания») различий в социально-экономическом развитии российских регионов, поскольку эти различия в определенной мере ставят в сложное положение семью и желающих вступать в брак;

д) должна быть скорректирована государственная миграционная политика РФ в отношении семей мигрантов, и сделано это в соответствии с Социальной хартией;

ж) повышенное внимание должно быть уделено государственной детской политике, российской школе;

з) активное решение проблемы детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, должно быть постоянным делом государства.

Сергей Глотов, член Центрального политического Совета партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», председатель Комитета Московского городского регионального отделения партии, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ОЧУВО «Международный юридический институт»