16 Июля 2019, 23:25
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Сергей Глотов: «Действующая Конституция России не исчерпала всех своих возможностей. В ней по-прежнему есть неработающие статьи и положения»


В России отмечается 25-летие Конституции Российской Федерации. Мне как члену Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР, которая разрабатывала, Конституцию РФ, показалось интересным в эти дни напомнить, как Россия обретала свой Основной Закон.

Напомню, что Конституция (система законов) обладает высшей юридической силой и закрепляет основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов, выражает волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляет в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме Конституция является юридическим документом. В разных странах она принимается парламентом, специальной конституционной ассамблеей, народом на референдуме, даруется монархом. Данный документ имеет высшую юридическую силу и является основой всего остального законодательства страны.

По меткому выражению Ф. Лассаля, «Действительная Конституция страны – фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная Конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реального соотношения общественных сил».

По мнению Владимира Путина, Конституция 1993 года «соединила два базовых приоритета – высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство,  подчеркнув их взаимную обязанность уважать и защищать друг друга. Убежден, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного Закона незыблемы. При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный, мертвый. Точечные коррективы других глав Основного Закона, идущие от правоприменительной практики, конечно, возможны, а порой – необходимы».

В  начале 1990 годов  возникла необходимость коренных конституционных реформ и принятия нового Основного Закона. Эта необходимость была обусловлена следующими причинами:

  • Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 г. СССР распался;
  • она принималась в период так называемого «развитого социализма», а в конце 1980-х - начале 1990-х произошел отход от социалистического строя;
  • Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала систему власти Советов, в то время как в 1990‑е  данная система работала менее эффективно;
  • в 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г.;
  • в 1992 г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла в экономике социалистический уклад;
  • реальностью в России была многопартийность;
  • был учрежден пост президента России, что значительно повлияло на ситуацию в стране;
  • старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что порождало острую борьбу между различными ветвями власти;
  • иными причинами.

Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР – РФ) и исполнительной (президент Борис Ельцин, правительство) властями стала главной причиной торможения конституционного процесса

Комиссия по подготовке новой Конституции была создана 22 июня 1990 года на I Съезде народных депутатов РСФСР. Комиссией был подготовлен проект Конституции РФ. Однако попытки принять проект Конституции РФ (весна - осень 1992 г., весна 1993 г.) не принесли результата. Проект предусматривал контроль парламента над правительством и президентом и не устраивал сторонников президента на Съезде (около 40%).  В свою очередь Съезд отвергал предложения президента. В России наступил конституционный кризис.

5 июня 1993 года сторонники президента открыли конституционное совещание в г. Москве и выработали свой («президентский») проект Конституции. Этот проект предусматривал:

  • чрезмерные полномочия Президента Российской Федерации (право назначать министров без согласия парламента и др.);
  • слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции;
  • слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти;
  • иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

24 июня 1993 года парламент отказался сотрудничать с Конституционным совещанием, а президент Борис Ельцин отказался сотрудничать с парламентом.

21 сентября 1993 года президент РФ своим указом распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, чего Конституция не предусматривала.

Противостояние между сторонниками и противниками президента завершилось трагическими событиями 3-4 октября 1993 года (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников).

Ha 12 декабря 1993 года были назначены референдум по вопросу принятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный Конституционным совещанием с незначительными дополнениями.

12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

Еще раз назову основные этапы работы над проектом новой Конституции Российской Федерации.

Июнь 1990 года – создание I Съездом народных депутатов РСФСР Конституционной комиссии.

Сентябрь-ноябрь 1990 года – подготовка и опубликование первоначального проекта Конституции РФ.

Ноябрь 1991 года – представление проекта Конституции Президентом РСФСР V Съезду народных депутатов РСФСР.

Март 1992 года – рассмотрение и одобрение разделов проекта Конституции РФ (в первом чтении) Верховным Советом РФ.

Апрель 1992 года – одобрение VI Съездом народных депутатов РФ общей концепции конституционной реформы и основных  положений проекта Конституции.

Июнь 1992 года – Президент РФ вновь возглавляет работу Конституционной комиссии, вносит поправки к официальному тексту проекта Конституции.

Сентябрь-октябрь 1992 года – доработка проекта Конституции РФ с учетом многочисленных поправок (рассмотрено более 4 000 поправок, в т.ч. замечания Комиссии Совета Европы «За демократию через право»).

Октябрь 1992 года – одобрение в основном проекта Конституционной комиссией и представление его Верховному Совету России; начало повторного постатейного обсуждения проекта в палатах Верховного Совета РФ (Совет Республики и Совет Национальностей).

Планировалось, в январе-марте 1993 года опубликовать и широко обсудить проект новой Конститу­ции, постатейно обсудив ее в Верховном Совете РФ, провести референдум в стране по основам конституционного строя Российской Федерации (первому разделу Конституции). В марте-апреле 1993 года – первое чтение проекта Конституции РФ (оставшиеся разделы) на VIII Съезде народных депутатов РФ. Рассмотрение проекта Конституции РФ во втором чтении на IX Съезде народных депутатов РФ. Осень 1993 года – принятие новой Конституции Российской Федерации.

Произошло же следующее. Сентябрь 1993 года – Указ Президента РФ Б. Ельцина № 1400 о поэтапной конституционной реформе в России, роспуск Советов, блокада и последующий расстрел (3-4 октября 1993 года) Верховного Совета (Белый дом) и Х Съезда народных депутатов РФ.  Октябрь-ноябрь 1993 года – работа Конституционного Совещания в г. Москве по проекту «новейшей» Конституции РФ (проект, отличный от проекта Конституционной комиссии). 12 декабря 1993 года – принятие Конституции РФ всенародным голосованием.

Мне хочется еще раз сделать акцент на основных положениях проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией. Это:

Демократические основы в жизни российского государства и общества, права и свободы человека и гражданские принципы народовластия, политического плюрализма, активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Граждане имеют право оказывать сопротивление любой попытке насильственного устранения или изменения существующего конституционного строя (ст. 4 проекта Конституции).

Основа экономики Российской Федерации – социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза (ст. 9 проекта Конституции)

Равноправие всех форм собственности – частной (индивидуальной и коллективной), публичной (государственной и муниципальной), смешанной. Все собственники пользуются равной правовой защитой. Собственность неприкосновенна.

Широкие полномочия Верховного Совета РФ, близкие к парламентской республике, ставят под контроль Советов президента и другие органы исполнительной власти; реализация принципа разделения властей.

Выборы глав регионов населением, подконтрольность администрации Совету Республики, края, области.

Гарантии местному самоуправлению, обеспечение условий для его реализации. Местное самоуправление осуществляется через органы – Советы, земства, местную администрацию, местные референдумы, сходы граждан и т. д.

Государственное регулирование экономики, утверждение Верховным Советом РФ основных направлений внутренней и внешней политики государства, программ социально-экономического развития и т. д.

Положение о том, что земля, переданная бесплатно из государственной и муниципальной собственности в собственность негосударственных юридических, исключая колхозы, и физических лиц, не может быть продана в течение пяти лет после ее приобретения. Это ограничение действует в течение 10 лет со дня вступления Конституции РФ в силу.

Президент РФ является высшим должностным лицом Российской Федерации, возглавляет исполнительную власть, представляет РФ во внутренних и внешних отношениях (ст. 92);

- президент должен быть не моложе 35 и не старше 65 лет;

- президент руководит деятельностью правительства, возглавляет Совет безопасности;

- назначает с согласия Верховного Совета РФ председателя и членов Правительства РФ;

- представляет Верховному Совету РФ ежегодно проект федерального бюджета и постатейный отчет о его исполнении;

- обращается с посланиями к народу и к Верховному Совету;

- является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, руководит обеспечением безопасности РФ;

- руководит осуществлением внешней политики РФ;

- награждает федеральными государственными наградами;

- осуществляет право помилования … и т.д.

Президент не вправе прекращать или приостанавливать деятельность Верховного Совета РФ, представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство РФ (ст. 98, 99 проекта Конституции РФ)

- осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; действует под руководством президента РФ, его структура, состав и компетенция  определяются федеральным законом (ст. 98);

- председатель правительства координирует деятельность членов правительства (ст. 98);

- правительство РФ принимает постановления и издает распоряжения, которые могут быть отменены президентом РФ (ст. 98);

- отставка правительства принимается президентом РФ;

- правительство РФ ежегодно отчитывается перед Верховным Советом РФ. Любой член правительства обязан представлять информацию парламенту по вопросам своей компетенции (ст. 99);

- правительство РФ и члены правительства обязаны отвечать на запросы и вопросы депутатов Верховного Совета РФФ (ст. 99);

- Верховный Совет РФ может большинством голосов потребовать отставки членов правительства или иного назначенного президентом РФ должностного лица (ст. 99).

Какие выводы следуют из всего вышесказанного?

Конституционной комиссией Съезда народных депутатов была проделана весьма серьезная работа по подготовке проекта Конституции современной России. По мнению некоторых авторов (О. Г. Румянцев и др.), примерно 47% положений проекта (идеи, принципы, нормы и т. д.) были использованы Конституционным совещанием и вошли в текст ныне действующей Конституции РФ 1993 года.

Текст, разработанный Конституционной комиссией, концептуально и постатейно обсуждался на заседаниях Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР-РФ и с большой долей вероятности мог быт принят X Внеочередным Съездом народных депутатов России (октябрь, 1993 года).

Можно предположить, что политический кризис в России начала 1990-х мог быть погашен конституционным путем: если бы Борис Ельцин  не прекратил свое участие в работе над проектом Конституции, выполнялся график подготовки и принятия новой российской Конституции, установленный Съездом народных депутатов, и если бы президент не был бы наделен чрезвычайными полномочиями тем же Съездом народных депутатов.

По-прежнему, ряд идей, заложенных в проекте Конституции, разработанном Конституционной комиссией (о плановом характере развития экономики, едином народно-хозяйственном комплексе, госрегулировании экономики, обороте земли, балансе полномочий законодательной и исполнительной власти, широких контрольных полномочиях парламента, гражданском обществе, избирательной системе и т. д.), могут быть использованы в наши дни путем внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Пережив свои первые 25 лет, Конституция Российской Федерации будет, видимо, точечно пополняться и исправляться дальше. Как вариант, это широкое конституирование Государственного совета (ст. 83), наделение Государственной Думы ФС РФ правом  отправлять в отставку отдельных министров (ст. 103), расширение круга субъектов права законодательной инициативы (ст. 104) за счет Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и т.д.

Изменениям следует подвергнуть и ст. 109, 111, 117 и другие Конституции РФ, посвященные роспуску Государственной Думы. Действительно, разве разумно, когда президент РФ может (ст. 111) распускать парламент страны (одну из его палат) после трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства РФ Государственной Думой...», в т.ч. если все эти три кандидатуры - одно лицо?

Это же касается и ст. 117 Конституции России, согласно которой роспуск Госдумы постоянно висит над ней в процессе общения (взаимодействия) в правительством и президентом РФ.

Видимо, пришло время (прошли 25 лет!) коллективно и открыто обсудить и принять федеральный конституционный закон, на основе которого созывается Конституционное Собрание, которое «либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ ...». Известно, что проекты такого закона давно есть, как есть и проекты законов о парламенте страны, о правовых актах, которые также «пылятся на полках» их авторов и в различных структурах власти.

Да и сама действующая Конституция РФ не исчерпала всех своих возможностей. В ней по-прежнему есть неработающие статьи, положения. Например, палаты Федерального Собрания РФ (п. 4 ст. 100) никогда не собирались совместно для заслушивания посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, хотя имеют на это право. Да и сам Конституционный суд РФ никогда, например, не использовал свое право законодательной инициативы (п. 1 ст. 104).

В целом же, конституционная материя является той областью, которой интересуются уже 25 лет и многие ученые, практики, общественные объединения, СМИ, граждане. Думается, что этот интерес будет сохраняться, о чем свидетельствует, например, исследование «Актуальные вопросы конституционного права», проведенное коллективом ученых во главе с автором в 2016-2018 годах.

Сергей Глотов, член Центрального политического Совета партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», председатель Московского городского регионального отделения, доктор юридических наук, профессор, член Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР.

11 декабря 2018 года