13 Декабря 2017, 10:20
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Бесхозные коммунальные сети - проблема для управляющих многоквартирными домами и для обеспечения граждан услугами ЖКХ


Алексей Рыбалко, председатель Пензенского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», генеральный директор ООО УК «Феникс».

В конце ноября 2017 года 67 жилых домов по улицам Чкалова, Красная, Лермонтова, Куйбышева, Богданова, Свердлова, Тамбовская и Карла Маркса, три детских сада, три школы, пять лечебных учреждений города Пенза почти на сутки  остались без тепла. В связи с этим хотелось бы поднять проблему бесхозных коммунальных сетей.

Размер платы собственника жилья в многоквартирном доме за жилищную услугу зависит от состава общего имущества. Правилами его содержания установлен  исчерпывающий перечень  имущества, относящегося к общедолевой собственности  собственников помещений в многоквартирном доме (МКД). В соответствии с этим, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.  В отношении указанных сетей иное законодательством не установлено. 

Это означает,  что  сети расположенные за пределами внешней границы стены МКД,  не относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, и они не обязаны нести бремя содержания указанных выше сетей. Такие сети должны содержаться за счет установленных тарифов при оплате соответствующей коммунальной услуги. Тем не менее, по сложившейся практике собственники жилья в МКД повсеместно несут бремя их содержания. Осуществляется это путем навязывания ресурсоснабжающими организациями (РСО) условий своих договоров  управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам. Если такие договоры отсутствуют, то при авариях на таких внешних сетях  РСО также  отказываются осуществлять их ремонт. И в 100% случаев их ремонт вынуждены осуществлять управляющие организации за счет собственников жилья в МКД.

Такая ситуация устраивает всех, кроме непосредственно потребителей. Но кто и каким образом защитит их права?

Указанные участки внешних сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения  по факту являются бесхозными недвижимыми вещами. Органы местного самоуправления обладают  всеми необходимыми  правами и обязанностями в отношении принятия мер по содержанию таких сетей. Тем не менее, не подают заявления о  приеме  на учет указанных сетей в качестве бесхозных в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Нет зарегистрированных установленным порядком бесхозных сетей – нет и возможности признания таких сетей  муниципальной собственностью даже по решению суда. Для них важно то, что они, якобы, не обязаны их содержать.  Так они для себя решили, и  ни один надзорный орган на это не реагирует.

Бытует  точка зрения, что, если такие сети построены на средства собственников жилья в МКД, то по этой причине они, якобы, являются их общедолевой собственностью. Подобная  трактовка  отнесения таких сетей к общедолевой собственности  не  установлена законодательно и по этой причине не может быть принята как законная.

Полагаю, что управляющим организациям  в целях  решения вопроса об освобождении  себя  от непосредственного содержания таких сетей, а собственников жилья в МКД от несения бремени  по их содержанию достаточно лишь сделать запросы  в соответствующий орган  местного  самоуправления и соответствующую РСО  о  принадлежности  таких сетей. И если и те, и другие откажутся от  собственности  на них, то можно считать их бесхозными. Это означает, что при  выявлении  таких бесхозных сетей  РСО просто обязаны  показать  затраты  на их содержание  при очередном  тарифном  регулировании. 

Что делать при такой ситуации?

Уполномоченным органам местного самоуправления  также следует  незамедлительно приступить  к  процедуре признания  указанных сетей бесхозным имуществом. При этом стремиться к принятию таких сетей в муниципальную казну.  Лицам, управляющим многоквартирными домами, прекратить незаконную  практику содержания таких сетей за счет средств собственников помещений, отказаться от условий договоров, заключенных с РСО, по которым обязанность по  содержанию таких сетей возлагается на управляющую организацию. Жилищному надзорному органу следует обратить пристальное  внимание на проблему  содержания бесхозных сетей  управляющими организациями за счет собственников жилья в МКД. Без четкой позиции жилищного надзорного органа по этой проблеме и при отсутствии принятия надзорным органом установленных мер к участникам жилищных отношений,  нарушающих порядок предоставления коммунальных услуг гражданам в МКД, проблему не решить.

Указанная выше проблема содержания не только  бесхозных сетей водоснабжения и  водоотведения  в многоквартирных жилых домах, но зачастую  и сетей газоснабжения, присуща также  территориям частной  малоэтажной  жилой застройки.  Но здесь проблема еще более серьезная.

При отказе муниципальных образований от строительства  на таких территориях  сетей газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, такое строительство  осуществляется, как правило, за счет частичного вкладывания средств собственниками частных домов.  При этом  право собственности на такие сети повсеместно  не оформляется, а  граждане, вложившие средства, тем не менее, считают себя  их собственниками  со всеми вытекающими последствиями для граждан, желающих подключиться к таким сетям в целях обеспечения  соответствующим коммунальным ресурсом. Перекладывая на частных домовладельцев вопросы  снабжения  их  коммунальными ресурсами в обстоятельствах отсутствия сетей, органы местного самоуправления решают проблему незаконного  инвестирования в развитие таких  сетей и дорог в таких микрорайонах.

Таким образом, в обход действующего законодательства  не требуется выполнение обязательных норм, установленных  федеральными законами от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…», от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».  Очень удобная позиция  для местных властей.  Но ведь  в таких случаях закон требует иных действий со стороны органов местного самоуправления  - контрольных, разрешительных, а также непосредственно инвестиционной деятельности.

Что будет дальше? Оставлю этот вопрос для властей всех уровней. Но ситуация с бесхозными сетями стала проблемой для управления многоквартирными домами и для  обеспечения граждан коммунальными ресурсами.

6 декабря 2017 года