07 Мая 2021, 08:50
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Государство должно вернуться в сферу образования


Владимир Косов,
председатель Тамбовского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», в разное время - учитель, директор общеобразовательной школы

Мне повезло, если не сказать посчастливилось, участвовать в работе форума общероссийского общественного движения «Народный фронт – за Россию» «Качественное образование во имя страны», который проходил в Пензе.

Я много раз участвовал в совещаниях по проблемам образования: и в советское время, и сейчас, когда этих проблем стало многократно больше. Однако всегда было ощущение, что очередное совещание - лишь сотрясание воздуха, и после него ничего в итоге не изменится, как бы громогласно ни заверяли с трибун об обратном.

Здесь, на форуме ОНФ, были совсем другие эмоции и совершенно другие ощущения. И не только потому, что в его работе принял участие президент страны, хотя его участие придало мероприятию особый вес и статус. Но сама дискуссия, ее накал, участие в ней не только представителей педагогического сообщества - все это говорило о серьезном отношении к обсуждаемым проблемам и к тому, чтобы в результате эти проблемы начали решаться.

Участники форума работали на шести дискуссионных площадках, которые были организованы по типу круглых столов. На них обсуждали миссию и статус педагога, ценности национального образования, его доступность и качество, формирование российской идентичности, а также экономические аспекты.

Я выбрал площадку, на которой обсуждались перспективы развития сельского образования, так как считаю, что именно там сегодня сконцентрировано наибольшее количество проблем. Выступая на круглом столе, я отметил, что у нас на Тамбовщине слово «оптимизация», употребляемое в связи с образованием, означает не что иное как развал. Красноречивый пример - Жердевский район, где вследствие объединения школ осталось пять учебных заведений на весь район. Ребятишки едут в школьном автобусе по полтора часа в одну сторону! Считаю, что эту вредную практику необходимо прекратить.

Объяснение сокращений-объединений школ нехваткой учительских кадров не выдерживает никакой критики. Чтобы удержать молодых специалистов в деревне, им надо дать возможность там прижиться. Для этого, в первую очередь, предоставлять молодым учителям жилье. Можно вспомнить еще одну льготу советских времен, когда пять лет работы на селе для молодого человека приравнивались к службе в рядах советской армии.

В связи с повальным закрытием сельских школ самым естественным образом встал вопрос о Рособрнадзоре. Разве его специалисты не знали о том, что происходит явный перекос? Наверняка знали. Но коль скоро это ведомство по отношению к министерству находится в подчиненном положении, то там и помалкивали. На нашем круглом столе было высказано предложение вывести Рособрнадзор из-под жесткого подчинения Министерству образования. Возможно, в этом случае оно сможет влиять на процессы, останавливать непродуманные инициативы.

Другая проблема, которая вызвала живейший отклик, это бюрократизация в сфере образования. Ее обсуждали на всех круглых столах. Выступающие отмечали, что проблема стала уже настоящим вызовом. Учителю, директору школы просто некогда заниматься своим основным делом, поскольку вал отчетности, который он должен сдать, съедает едва ли не все рабочее и нерабочее время. В связи с этим прозвучало предложение законодательно ограничить этот поток. Говорилось о том, что, коль скоро директора школ проходят аттестацию, пусть будет аттестация и для курирующих их чиновников из департамента образования. Уверен, эта мера также способна снизить объем бюрократических процедур.

Мне как бывшему директору школы было интересно поднять проблему школьных ремонтов. Ведь директора школ в летнее время не отдыхают совсем, они вынуждены заниматься стройматериалами и всем тем, что сопутствует стройке. У них голова кругом идет от строительных проблем, по себе знаю! Потому, наверное, так высока статистика инфарктов и инсультов среди директоров школ. Высказывалось, считаю, очень здравое предложение - снять эту обязанность с директора. Поскольку здание школы - муниципальное, то и ремонтом должны заниматься муниципальные власти. Директор школы должен принимать у них отремонтированную школу. Кстати, поднять эту действительно больную тему стало возможно только в рамках ОНФ. И поскольку предложение было расценено как разумное, я надеюсь, что по нему будет принято положительное решение.

Ну и, конечно, не могла не обсуждаться тема заработной платы учителя. Ее повышение нужно проводить за счет повышения базовой части. На сегодняшний день она составляет 5200 рублей в детских садах и 7800 рублей в школах. То, что получилось у нас в результате всевозможных новаций, иначе как гонкой за баллами не назовешь. А во многих школах, чтобы привести зарплаты педагогов к индикативным показателям, вынуждены были провести «оптимизацию», урезав штатное расписание. Выступающие отмечали: дети не виноваты, что родились в Тамбовской или какой-то другой области, а не в Москве. В СССР были одни стандарты зарплат - что в Москве, что на Дальнем Востоке, что на Тамбовщине. И так должно быть сейчас.

Обсуждалась ситуация с «продленкой». Раньше эти группы так и назывались - группы продленного дня, сейчас это - группы по уходу и присмотру за детьми. Сегодня они чуть не повсеместно - платные. В Москве - 12 тысяч рублей в месяц, в Тамбове -4200. Учитывая зарплаты в нашей области, эта сумма для многих родителей не просто ощутимая, она неподъемная. И с этим тоже нужно что-то делать, не должно государство перекладывать расходы по образованию детей на родителей.

Главная мысль, которая звучала на форуме: государство должно вернуться в сферу образования. Сейчас, на мой взгляд, приходит, наконец, понимание того, что образование - это мировоззренческая сфера, базис государства. На форуме приводился пример Украины, которая демонстрирует, что бывает, когда молодым людям в течение многих лет прививаются чуждые идеалы. Мы как-то начали стесняться говорить о воспитании, вообще перестали говорить и думать о российской идентичности. Хотя в мире не стесняются, а даже гордятся тем, что занимаются воспитанием граждан своих стран. Мы же, благодаря бывшему министру Андрею Фурсенко (которого на форуме вспоминали недобрыми словами), начали называть систему образования сферой предоставления образовательных услуг. Что называется, приехали...

В общем, проблем, которые мы сами создали за последние годы, предостаточно. Надо закатывать рукава - и за работу, исходя из главного тезиса, высказанного президентом РФ: образование всех уровней в нашей стране должно стать качественным, доступным и бесплатным.

20 октября 2014 года