24 Августа 2019, 17:13
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Политика властей по использованию труда мигрантов чревата серьезными негативными последствиями


Владимир Новиков, председатель Ленинградского областного регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Проблемы трудовой миграции существуют во всем цивилизованном мире. Снижение рождаемости коренного населения ведет к дефициту рабочих рук в различных отраслях производства, на транспорте, в сфере бытового обслуживания.  По этой причине страны Западной Европы, США привлекают для работы на внутреннем рынке труда иностранных рабочих.

Не миновала эта участь и Россию. Наша страна  находится в первой пятерке государств, привлекающих мигрантов. Власти соседних, как правило, слабо развитых стран заинтересованы в миграции своего населения в Россию. Трудовая миграция способствует снижению уровня безработицы в стране, социальной напряженности, дает дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов своим семьям.

Ежегодно из стран СНГ в поисках работы в Россию прибывает около 17 миллионов иностранных граждан. Так, в 2015 году, по данным ФМС, на территорию России въехало 17,1 млн. мигрантов. За аналогичный период 2014 года — 17,2 млн. Разумеется, многие из них выезжают, снова въезжают. Точная их численность никому не известна, однако то, что она составляет почти два десятка миллионов — сомнений не вызывает.

Тем не менее, на учет в миграционной службе ежегодно становится не более 50% въехавших иностранных граждан. Так, в 2014 году на миграционный учет встало 8,3 млн. граждан, в  2015-м - 7,8 млн. Где находятся остальные мигранты, покидают ли они страну или остаются в России, статистика ФМС не уточняет.  

За минувшие два десятилетия в России сложилась сеть этнических  полукриминальных диаспор, организующих потоки мигрантов из ближнего зарубежья  в страну. Сегодня мигранты составляют почти 8 процентов от общей численности населения России, возраст приезжих от 18 до 34 лет. Однако если учесть, что мигранты оседают, как правило, в крупных городах, их удельный вес среди жителей этих городов значительно выше и среди той же возрастной группы от 18 до 34 лет они составляют более  50 процентов.

Для населения России мигранты давно уже стали головной болью. Возьмем рынок труда. Официальные власти утверждают, что мигранты заняты там, куда не идут работать коренные жители. Однако это не так. Многие, вполне приличные  рабочие места заняты приезжими. Причем это - не только уборщицы и мойщики машин. Среди них - водители  автобусов, маршруток, такси, продавцы, кассиры и другие работники торговых сетей, строительные рабочие и многие другие. На всех этих рабочих местах могли бы трудиться и кормить свои семьи коренные жители российских городов. Однако во многих случаях их не берут на работу, предпочитая мигрантов. Труд  иностранных граждан в России выгоден  работодателям, потому что мигранты готовы работать за гораздо меньшую заработную плату, чем россияне.

Их можно не оформлять на работу по трудовым книжкам и не платить за них налоги в пенсионный и другие фонды.  Кроме того, снижение затрат на мигрантов повышает конкурентоспособность продукции и услуг российских бизнесменов на рынке.  Налицо планомерное замещение коренного населения привозными гастарбайтерами. 

Другой важный аспект.  Преступность мигрантов в отношении коренного населения России находится на высоком уровне, год от года в полицейской статистике растет доля и тяжесть преступлений, совершаемых мигрантами. Например, удельный вес преступлений мигрантов в крупных городах России, по официальным данным, в последние годы составляет 20-30%, а по неофициальным  - 60-80%. Однако следует иметь в виду, что статистика по количеству преступлений ведется от числа раскрытых преступлений. В то же время до 80% нераскрытых преступлений также совершается мигрантами.   

Мигранты доставляют немало проблем экономике России. Одной из них являются потери госбюджета от недополученных отчислений с заработной платы мигрантов. Согласно официальной статистике за 2015 год, ежегодный валовый доход мигрантов составляет от 3,6 трлн. до 6 трлн. рублей. С этих заработков граждане России заплатили бы в виде налогов от 1,6 до 2,7 трлн. рублей.  Однако государство получает от мигрантов лишь плату за патенты, что составляет не более 29 млрд. рублей.  Это прямые потери федерального бюджета, пенсионного и других фондов от замещения граждан России мигрантами.

Мигранты выводят  из страны значительные валютные средства, конвертируя заработанные в стране деньги в доллары и евро. Согласно данным Статистического справочника Всемирного банка «Миграция и денежные переводы 2016 г.», работающие в РФ иностранцы  вывели за год на Родину 33 миллиарда долларов. Россия вошла в тройку стран-лидеров по денежным переводам трудовых мигрантов! Практика вывода мигрантами валютных средств из страны способствует девальвации рубля и повышению курса иностранной валюты на отечественном рынке.

Наличие в стране большого числа мигрантов повышает уровень террористической угрозы. Опыт борьбы с терроризмом свидетельствует, что мигранты являются питательной средой  для пополнения террористических организаций и совершения терактов. Об этом свидетельствуют  теракты, совершенные в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В среде мигрантов, а ведь большинство из них молодые крепкие ребята, могут находиться законспирированные до поры до времени боевики  международных террористических организаций, ожидающие своего часа «х».

Законодательство требует от мигрантов прохождения медицинского осмотра как у себя на Родине, так и по прибытии в Россию, однако и то и другое часто превращается в формальность. В России действуют сотни фирм, которые за 15-20 тыс. рублей оформляют мигранту весь пакет необходимых документов, в том числе справку о прохождении медицинского осмотра, медицинскую книжку и т.п. Мигранты завозят в страну множество инфекционных заболеваний, которые опасны для коренного населения, в первую очередь для детей. В многочисленных шавермах, кебабах и других точках общепита работают в основном мигранты, и продукция этих заведений не всегда соответствует санитарным нормам, что создает угрозу здоровью граждан  России, пользующихся услугами этих торговых точек.

Возникает резонный вопрос: почему власти России не принимают кардинальных мер по наведению порядка в работе с мигрантами?

На наш взгляд, можно выделить несколько причин. Первая - международное положение страны. Россия заинтересована в расширении своего влияния на бывшие республики Советского Союза. Поэтому в СНГ действуют международные соглашения, облегчающие перемещение внутри СНГ капиталов, товаров и трудовых ресурсов. В соответствии с ними, у России нет границы на востоке страны, для мигрантов установлен упрощенный вариант получения гражданства РФ. Оформление въезда в Россию носит формальный характер. Например, въезд на территорию РФ граждан Киргизии, Казахстана, Армении допускается по внутренним документам этих стран, без должной регистрации. Граждане Таджикистана и Киргизии имеют право на приоритетное получение российского гражданства и т.д.

Другая причина - политическая. В условиях большого социального расслоения граждан страны по доходам, негативная энергия населения от этого явления  переориентируется с недовольства действиями властных структур на мигрантов. Тем более что оснований для недовольства населения России мигрантами, как было показано выше,  более чем достаточно.

Однако доминирующей, на наш взгляд,  является  причина экономическая. Труд мигрантов выгоден отечественному бизнесу, потому что он позволяет уводить в тень огромные деньги и приносит баснословные прибыли. Преимуществами трудовой миграции кроме предпринимателей, как можно предположить, пользуются в России государственные чиновники, сотрудники силовых и контролирующих организаций, большинство из которых либо получает незаконную выгоду от деятельности мигрантов, либо пользуется несовершенством законодательства для незаконного обогащения.

Как известно, правительство России в 2015 году ужесточило миграционное законодательство. К желающим приехать на заработки повысили требования в части знания русского языка, наличия загранпаспорта и оформления патента на работу. Кроме того, нововведения предусматривают серьезные штрафы к работодателям за привлечение нелегалов к труду. Однако этих мер явно недостаточно. Нарушения законов о труде работодателями-бизнесменами  в отношении мигрантов, кстати, и в отношении коренных жителей страны тоже всем хорошо известны, однако  капиталистический хищнический характер современного российского бизнеса не позволяет в корне изменить сложившуюся порочную практику работы с мигрантами. Именно здесь надо искать  истоки  коррупции, связавшей бизнес-сообщество и чиновников во власти.  Коррупция, поразившая все поры хозяйственного механизма страны, не дает возможности работать принимаемым законам. Например, в интернете не найти информацию о штрафах, наложенных на работодателей за работу с нелегалами-мигрантами. Да и сама реальность подтверждает - строгость российских законов компенсируется их невыполнением.

А где же «слуги» народа, заседающие в Думе? С либералами все понятно, для них права личности, в данном случае разных прохиндеев, жиреющих на мигрантах, превыше всего. Другое дело «защитники» типа Зюганова или Жириновского? Почему они не предпринимают реальных шагов по решению проблем с мигрантами? Или они считают, что людей устроят редкие пустые популистские заявления и отсутствие реальных дел по решению этой проблемы?

Политика властей по использованию труда мигрантов чревата серьезными негативными последствиями.

Наплыв мигрантов ведет к постепенному повышению их удельного веса среди коренного населения России и, как следствие, их  роли в политической жизни страны. В связи с этим, уместно вспомнить пример автономной области  Косово в Югославии. После Второй мировой войны в Сербию из Албании хлынул поток мигрантов, которые за несколько десятков лет стали доминирующей группой населения  в этой области Югославии. Начались политические проблемы с властями, конфликты, которые в начале XXI века привели к гражданской войне и выходу Косово из состава Сербии.

В России последние годы сокращается численность коренного населения. Как уточнили в Росстате, в прошлом году в стране родилось 1,689 млн. человек, что на 203,4 тыс. меньше, чем годом ранее. Убыль населения в 2017 году достигла 134,4 тыс. человек. В то же время растет число мигрантов, получающих гражданство РФ. Конечно Россия - не Югославия, однако если наметившаяся тенденция сокращения коренного населения страны сохранится, а в  отношении ограничения наплыва мигрантов не будут приняты меры, то в недалеком будущем не миновать беды.

Конечно, без трудовых мигрантов стране не обойтись, Однако давайте посмотрим, нужна ли она в таких объемах.

Зададимся вопросом: как используются трудовые ресурсы наших малых городов? Известно, во многих местах существовавшая ранее местная промышленность  развалилась, возник избыток рабочей силы. Статистика свидетельствует, что безработица в сельской местности и малых городах, например, в Центральной России, составляет не менее 50% от трудоспособного населения. В 2016 г. на территории России не работали по разным причинам от 5 до 10 млн. чел. Почему бы не создать федеральную программу по учету трудовых ресурсов по всем регионам и их перераспределению внутри страны. Кроме больших городов в стране пустуют огромные территории в Сибири, на Дальнем Востоке.

Можно было бы использовать трудовые ресурсы более эффективно, не только закрывая потребности в рабочей силе больших городов, но и создавая на перспективных территориях новые города с развитой инфраструктурой, а не завозить мигрантов и смотреть сквозь пальцы, как Дальний Восток потихоньку заселяют, например, китайцы. В крайнем случае, если в стране возникает нехватка рабочих рук, можно этот вопрос рассматривать на государственном уровне и оформлять соответствующими договорами со странами-партнерами.

Однако современные либералы в правительстве не в состоянии решить эти проблемы. Они ссылаются на отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточную степень развития финансового рынка. Все это, якобы, приводит к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Всем разумным людям давно понятно, что Россия с ее необъятными территориями - не Европа, и западные либеральные схемы у нас не работают. Нужно не упование на возможности рынка, а государственное регулирование наиболее важных проблем, в том числе рынка трудовых ресурсов.

Для решения проблемы мигрантов необходим комплекс мер, направленных на устранение существующих проблем, имеющихся в российском обществе. Партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» готова принять в этой работе  активное участие.

Материал подготовлен с участием Павла Архипова.

5 февраля 2018 года