20 Сентября 2020, 13:24
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Великое московское переселение: сможем ли договориться на берегу?


Дмитрий Машенских, член бюро Московского городского Комитета партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», председатель региональной общественной культурно-просветительской организации «Славянская правда», региональный координатор проекта ОНФ «Новые лица» по городу Москва.

Недавнее заявление мэра Москвы Сергея Собянина о готовящемся поголовном сносе т.н. «хрущовок» и согласовании этого вопроса с президентом вызвало в столичном обществе небывалый ажиотаж.

Еще бы - более полутора миллионов москвичей кровно заинтересованы в скорейшем решении данной проблемы и их ожидания, похоже, наконец-то начинают оправдываться. Самый, пожалуй, масштабный проект московского правительства разом затрагивает интересы множества граждан и огромного количества государственных и коммерческих структур. Столица с нетерпением ожидает скорых, как обещается, решений мэрии, касающихся сроков, названий конкретных территорий, вопросов возможной доплаты за предоставляемые новые метры.

Было заявлено, что с жителями сносимых пятиэтажек будут в обязательном порядке проведены предварительные консультации с целью недопущения ущемления интересов людей. Думается, что в преддверии данных консультаций, пока идет разработка нормативно-законодательной базы, жителям необходимо самим определить для себя собственные приоритеты и своевременно озвучить их в диалоге с московским правительством, чтобы упомянутая жилищная программа не обернулась «холодным душем» для горожан, и не стала для них источником неожиданных дополнительных проблем. И, для этого необходимо не просто высказать свои мнения и пожелания, а добиться неукоснительного воплощения их в жизнь.

В первую очередь необходимо четко определиться с вопросом оплаты при предоставлении  дополнительных новых метров. Общеизвестно, что «хрущовки» - жилище малогабаритное. Современные нормы жилищного строительства предполагают иные, более крупные размеры жилплощади, в связи с чем новое жилье будет однозначно более обширным по метражу.

Если придерживаться озвученной недавно московским мэром условной формулы «подсобная площадь по умолчанию будет больше, а жилую будем давать из расчета метр на метр», то любой нынешний собственник квартиры в сносимой пятиэтажке не сможет получить новое жилье без увеличения метража общей площади, т.е. просто «метр на метр» не получается. В таком случае не получится ли, что следуя упомянутой формуле, население вынуждено будет либо потерять в количестве комнат в новых квартирах, либо попасть в кабалу необходимой доплаты (для многих почти  непосильной при нынешних ценах на недвижимость)?

В этом свете необходимо четко определить, что за метры, обретенные в результате грядущего переселения, население платить не должно. И озвученная масштабная программа должна учитывать данный момент, не допуская для жителей дополнительных трат на увеличение жилплощади. В конце концов, граждане, годами, десятилетиями терпящие неудобства тесного жилища имеют полное право рассчитывать на ресурсы московского правительства, которые позволят им обрести новое жилье без незапланированных и немалых вложений.

Второй вопрос - территориальный. Несмотря на обещание предоставлять новое жилье в районе прежнего проживания, бытует расхожее мнение, что часть населения «хрущовок» все же должна будет переселиться дальше, чем рассчитывает (для примера называют Новую Москву). Надо понимать, что, несмотря на имеющиеся плюсы такого перемещения (готовое отстроенное жилье, экологическая составляющая, перспективы развития Новой Москвы), речь должна идти не только о непосредственно квартирах, но и об устоявшихся инфраструктурных и коммуникационных связях, разорвать которые будет непросто. Скажем, перевод ребенка в новую, незнакомую для него, школу или детсад; прикрепление к иной поликлинике, с заменой участкового врача, знающего своих пациентов как «пять пальцев» на абсолютно нового специалиста; потеря привычного круга общения; проблемы, связанные с временем и способом поездок на работу, учебу и т.д.; необходимость приспосабливаться  к незнакомой инфраструктуре нового района и прочее.

Принимая во внимание все вышеозначенное, москвичам, попадающим под программу переселения, необходимо однозначно настаивать на предоставлении нового жилья именно в районе прежнего проживания, с надежными гарантиями и с учетом их интересов. В противном случае должны быть установлены и прописаны нормы и способы солидной материальной компенсации, если речь все-таки зайдет о переезде на территории, отдаленные от нынешнего места жительства.

Третье, о чем не стоит забывать, это неизбежные расходы, связанные с ремонтом и обустройством нового жилья. Не надо, думаю, объяснять, что такое ремонт при вселении в новую квартиру и сколько он может стоить. Получается, множество семей окажется перед необходимостью изыскивать средства, взять которые у некоторых будет просто неоткуда. Думается, что здесь московские власти должны будут инициировать меры материальной поддержки «переселенцам», с целью минимизировать издержки необходимого ремонта и обустройства, среди которых могут быть расширение возможностей применения материнского капитала; льготное (реально льготное) кредитование нуждающихся под самые минимальные проценты; разовые, но достойные материальные выплаты тем, кто не сможет воспользоваться вышеуказанными способами изыскания средств. При этих мерах вопрос переселения снизит свою остроту в плане предполагаемых неизбежных затрат.

И, наконец, нельзя не поднять вопрос широкого контроля за реализацией программы переселения, связанной с риском возможного недобросовестного отношения ответственных чиновников к упомянутой программе. Напомню, что речь идет о программе, примерная озвученная стоимость которой - около 5 триллионов рублей. Мы не раз являлись свидетелями того, что и на менее масштабных проектах ушлые комбинаторы умудрялись нагреть руки. Чтобы этого не произошло, необходимо поставить означенное переселение не только под государственный, но и под надежный общественный контроль. Скажем, Общероссийский народный фронт как коалиция ведущих политических сил страны может и обязан взять на себя функции полномочного контролера, подключив к подобной работе представителей всех, входящих во фронт, общественных сил.

Только с учетом указанных мер, которые, напомню, должны потребовать москвичи, программа переселения действительно станет праздником для миллионов жителей столицы, даст возможность развитию всего московского региона.