20 Января 2021, 12:37
  • Патриотизм –
    это деятельная любовь к Родине
  • Справедливость для всех –
    счастье для каждого
  • Патриотизм выше политики
  • России нужен Национальный прорыв
  • В центре внимания государства
    должен быть человек
В России работает
80
региональных отделений
Партию представляют более
600
депутатов разных уровней

Водный транспорт Русского Севера: что имеем – не храним


Игорь Симоненко,
председатель комитета Архангельского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», полковник запаса

Для Архангельска, вошедшего в историю России как первый морской порт страны, преуменьшить значение водного транспорта при всем желании просто не представляется возможным. В зависимости от века, менялись лишь типы и виды судов, главным же во все времена оставалась очевидная эффективность и доступность перевозки грузов и пассажиров по Северной Двине и – через Белое море  - за пределы страны.

К огромному сожалению, сегодня и морской, и, особенно, речной флот столицы Поморья переживают далеко не самые лучшие времена. Но если более-менее  положительные перспективы морского флота периодически  просматриваются, особенно  при упоминании «в верхах» межрегионального транспортного проекта «Белкомур»  (Белое море – Коми – Урал), то речникам уже давно никто и ничего не обещает…

Парадоксально, но сложившаяся ситуация в отрасли, как в зеркале, отражается в некогда главном морском символе города – шхуне «Запад», разрушенной 15 лет тому назад ураганным ветром. Мнительный человек даже может начать думать: «не уберегли символ – потеряли флот».

Так что же происходит с водным транспортом Русского Севера  на самом деле?

Большая река – большие проблемы

Интернет - энциклопедии называют Северную Двину одной из важнейших рек России и указывают, что для нужд судоходства (по разным источникам) пригодны от 700 до 1200 километров. Наверное, так и было когда-то, причем не особенно давно. Так, например, за первую половину ХХ века речники Севера перевезли более 252, 2 млн. человек и более 6 млн. тонн народно-хозяйственных грузов. Настоящим «золотым веком» стали для архангельского речного транспорта восьмидесятые годы. Грузопоток (без учета морских перевозок) в то время составлял около 12 миллионов тонн в год, а количество работающих достигало 1700 человек.

Затем наступили «лихие 90-е». Нужно заметить, что к тому времени лес вдоль главной реки и ее малых притоков вырубили практически полностью, что крайне негативно отразилось на гидрологической обстановке в целом и уровне воды в частности. Примерно в это же время государство запретило сплав леса в плотах (а все крупные лесоперерабатывающие предприятия находятся в устье реки, неподалеку от Архангельска).

По сути, великая река оказалась никому не нужной,  ее быстро мелеющее основное русло начало быстро заносить песком, углубительными работами дна заниматься было некому и не на что.  Сегодня обмелевшая до неприличия некогда полноводная  Северная Двина не способна пропускать даже мелкосидящие речные суда, поэтому навигация возможна лишь непосредственно вблизи Архангельска, где еще ведутся дноуглубительные работы.

Естественно, что в таких условиях оставшиеся судовладельцы не особенно инвестировали в обновление флота. Пожалуй, самый яркий пример – пригородный речной транспорт, соединяющий основную часть города с многочисленными островами.  Жители этих  территорий (часто относящихся к городским округам) вынуждены ежедневно ездить на работу  в Архангельск, так как имеющиеся там градообразующие предприятия – лесозаводы – остановились и обанкротились после прекращения сплава леса. А  самому «юному» теплоходу, который работает на переправах, пошел уже пятый десяток лет…

Что имеем – не храним

Во многих портовых городах мира есть установленные на вечную стоянку корабли, парусники или подводные лодки. Формально, есть такой объект и в Архангельске. Но за последние 15 лет он из культового места превратился, не побоимся этого слова, в «обелиск позора» властей всех уровней.

Многие горожане еще помнят  шхуну «Запад» как учебное судно, на котором в 1950-1970-е годы проходили практику курсанты Архангельской мореходки. Настоящим праздником для архангелогородцев  стало принятое в 1983 году решение установить ее на Красной пристани – легендарном месте, откуда уходили в Арктику многочисленные российские и советские научные экспедиции.

Однако символом первого морского порта России и  романтической эпохи парусного флота шхуне «Запад» довелось быть относительно недолго: порыв ураганного ветра в 1998 году уничтожил ее мачты и обрек  судно на медленную смерть. В последующие годы общественниками всяких мастей и чиновниками разных уровней было сказано немало нужных и правильных слов о необходимости ее восстановления. При губернаторе Ефремове даже пытались создавать специальный Фонд и собирать деньги, однако дело так и не закончилось ничем…

Наверное, в доводах  представителей власти, не захотевших вкладывать средства бюджета в сохранение судна,  была доля истины – «судно-то ни капельки не героическое». И в самом деле, за свою активную (морскую) часть жизни судно ничем особенным не прославилось, если не считать таковым ее участие в съемках фильма «Георгий Седов» (1974).

Тем не менее, мы всегда любили шхуну «Запад» за то, что она была РЕАЛЬНЫМ символом, связывающим разные исторические времена и события, и отдавала дань памяти всем, кто посвятил свою судьбу морю. А таких в первом порту России всегда было немало…

Нам не нужны чужие символы!

Примечательно, что в то же самое время, когда у  часто сменяющихся губернаторов и мэров «не доходят руки»  до восстановления главного морского символа Поморья,  в областном центре появляются новые памятники в стиле «техно», не имеющие совершенно никакого отношения к нашей истории.

Казалось бы, какое отношение имеет учебно-тренировочный самолет «Як-18» к городу, в котором никогда не было аэроклубов и  учебных авиационных заведений? Авиационному сообществу, инициировавшему его установку на постамент,  логичнее было бы подумать о памятнике «вечному» трудяге «АН-2», который спас не одну тысячу жизней, работая в сложнейших условиях санитарной авиации и перевез сотни тысяч жителей отдаленных уголков Поморья, куда иными видами транспорта просто не добраться.

Но, пожалуй, самым нелепым проявлением «заботы» прошлого губернатора об объектах отечественной истории стало возведение дешевого на вид, но, без вариантов,  «золотого» по стоимости и пластикового по исполнению саркофага над танком времен Первой мировой войны (который, кстати, тоже не имеет прямого отношения к истории Архангельска).

Внятные ответы на эти неудобные вопросы мы, разумеется, никогда не получим. Но факты при этом говорят сами за себя: на подобные  «забавы» у власти деньги нашлись.

P.S. Архангельское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»  поздравляет всех земляков с Днем работника морского и речного флота, который по традиции отмечается в первое воскресенье июля.

Не будет преувеличением сказать, что в той или иной степени в нашем городе подавляющее большинство жителей имеют отношение к водному транспорту. Да и не может быть иначе, ведь всю свою 429-летнюю историю Архангельск напрямую связан с рекой и морем. Всем нам больно и жалко смотреть на то, в каком состоянии находится сегодня Северная Двина, речной транспорт и объекты портовой инфраструктуры.

Мы прекрасно понимаем, что по-настоящему государственный подход  и комплексное решение проблем отрасли  могут переломить ситуацию, и именно водный транспорт способен дать мощный импульс для развития экономики всего нашего региона. Нужна лишь политическая воля и, что теперь уже совершенно очевидно, новое поколение политических лидеров.

Уважаемые ветераны морского и речного флота и действующие сотрудники отрасли!

Спасибо вам за ваш честный и добросовестный труд. Счастья вам, добра, здоровья и благополучия! С праздником вас!

3 июля 2013 года